Дижон - главный город бывшего герцогства Бургундского, потом провинции Бургундии, теперь французского департамента Кот-д'Ор и региона Бургундия. Население 149 867 человек (1999 г.).
Продолжаю рассказ о зимних путешествиях по Франции.
Дижон был уже во времена римлян укрепленным местом - Divio или Castrum Divionense; в 1183 году получил городские права. Христианство в эти места принёс мученик Бенинь Дижонский, который считается небесным покровителем города.
Своим политическим значением в Средние века Дижон обязан решению герцога Роберта I перенести сюда столицу всей Бургундии. Тем не менее подлинный художественный и экономический расцвет Дижона связан с правлением бургундских герцогов династии Валуа в XV веке. Именно тогда в городе работали выдающиеся мастера готики во главе со скульптором Слютером.
После присоединения к Франции в 1477 году Дижон оставался местопребыванием Бургундского парламента. Когда Людовик XIV завоевал Франш-Конте, Дижон из пограничного городка превратился в крупный экономический и административный центр. В Дижоне родились композитор Жан Филипп Рамо и инженер Гюстав Эйфель. Реформа местного самоуправления времён Революции нанесла удар по его административному значению.
Как только мы сошли с поезда, который, благодаря французским современным технологиям, очень быстро домчал нас из Парижа в Дижон, сразу показались очень красивые городские улочки, нарядно украшенные флагами:
Приехали мы достаточно рано, поэтому первое место, которое мы посетили - это Дижонский кафедральный собор.
Кафедральный собор в Дижоне приобрел свой статус лишь в 1731 году (до этого Дижон относился к епископству Лангра). Дижонский епископ организовал свою кафедру на месте церкви бенедиктинского монастыря, возведенной в 6 веке над захоронением святого Бенигнуса, обратившего местных жителей в христианство.
Здание в средние века несколько раз перестраивалось. В 870 году на месте аббатской церкви строится новая базилика, но всего через 130 лет ее было решено перестроить. Расширяются хоры, над могилой святого возводится трехэтажная ротонда. В 1271 году церковная башня падает и серьезно повреждает здание. В 1281 году начата новая реконструкция церкви, в результате которой через два десятилетия появляется здание в его современном виде. Хотя, во время Французской революции два верхних этажа ротонды были разрушены, в остальном церковь с тех пор не поменяла своего облика, и отличается от большинства западноевропейских церквей законченностью и единством стиля.
Обходим собор:
Старинное бенедиктинское аббатство в Дижоне, в котором сегодня размещается музей:
Древняя крипта кафедрального собора Дижона:
Самой известной достопримечательностью Дижона является Герцогский дворец, который был выстроен великими герцогами Бургундскими в XIV веке, но после окончательного присоединения Бургундии к Франции надолго пришел в запустение и начал восстанавливаться лишь в XVII веке.
Дворец представляет собой комплекс сооружений, построенных в разное время. Самое старая часть дворца была возведена еще при Филиппе II Смелом (1360), а последние изменения в архитектуру дворца были внесены при императоре Наполеоне III (1850).
Строгий классический фасад дворца des Etats был создан уже при французском короле Людовике XIV, также как Зал заседаний и западное крыло Дворца, где каждые три года собирались на свои заседания члены Генеральных Штатов Бургундии.
Башня Tour de la Terrasse в самом центре Дворца была возведена позднее, во времена Филиппа Доброго, около 1450 года. Свое название башня получила из-за плоской крыши, откуда открывается прекрасный панорамный вид на город. К сожалению, зимой смотровая площадка была закрыта.
В Герцогском дворце сегодня размещаются несколько музеев, самым главным из которых является музей Изящных Искусств Дижона.
Статуя Людовика XIII в музее Изящных Искусств Дижона:
Старинные кухни XV века:
Самым интересным религиозным строением Дижона можно назвать церковь Нотр-Дам. Эта церковь с причудливым фасадом в итальянском стиле одна из самых необычных в Дижоне.
Первоначально на этом месте находилась часовня до первой половины XII века, назвавшаяся Часовней Девы Марии. После разрушения часовня была восстановлена в 1150 году в романском стиле. Позднее в 1220 году построена была настоящая церковь. Церковь часто перестраивалась. Нынешнее здание было построено архитектором Жаном Шарлем Лене между 1865 и 1884 годами. На ее фасаде разместилось множество скульптур гаргулей. В отличие от большинства других церквей, где подобные скульптуры служат своего рода водостоками, в церкви Notre-Dame они с самого начала выполняли только декоративную функцию. Однако еще до окончания строительства одна из скульптур упала и убила одного из горожан. Жители города были так возмущены этим событием, что потребовали снять все опасные скульптуры с фасада церкви. Церковные власти вынуждены были согласиться. Лишь в 19 веке было решено вернуть церкви первоначальный облик и воссоздать 51 снятую скульптуру.
Интерьер церкви Нотр-Дам:
Церковь славится своими витражами XIII столетия. Витражи демонстрируют эпизоды из жизни Святого Петра и Святого Андре:
Еще одним из сокровищ церкви Дижонской Богоматери является скульптура «Черная богородица» - одна из старейших сохранившихся во Франции деревянных скульптур:
На колокольне церкви установлены часы с молоточком, где человеческая фигурка отбивает каждый час.
Эта скульптура была частью военных трофеев, которые Филипп Смелый захватил в бельгийском городе Куртре в 1382 г. Город, находящийся в то время под властью Великого герцога Бургундского, отказался ему повиноваться, за что и был наказан. В числе прочего, Филипп приказал снять с городской колокольни венчавшую ее фигурку с часами и подарил ее своему «послушному» городу Дижону. В то время в Дижоне не было своей колокольни и часы в 1383 г. поместили на крыше церкви Богоматери. Скульптура понравилась жителям Дижона и они дали ей имя Жакмар, а со временем создали для своего любимца жену (Жаклин в 17 в.), затем сына (Жаклине, 1716) и дочь (Жаклинетт, 1885).
Маленькая фигурка совы, расположенная на углу стены церкви Богоматери является талисманом города. Ежедневно к ней приходят сотни людей, чтобы потереть ее на удачу. От постоянного исполнения этого ритуала сова значительно истерлась, но ни горожан, ни туристов это не смущает.
Просто фотографии прекрасного Дижона:
В городе сохранилось несколько образцов средневековой застройки. Самые значительные из них на rue Verreie (сохранилось почти 100 метров нетронутой средневековой улицы):
Церковь святого Михаила:
Строительство церкви началось в 1497 году на месте более раннего строения. Церковь начинала строиться в готическом стиле, но строительство шло достаточно медленно и пока оно тянулось, на смену готике пришел ренессанс. Первоначальный архитектурный проект поменялся в соответствии с требованиями времени и строительство продолжалось уже по новому проекту. Работы были закончены в 1667 году (в эпоху классицизма), но действовать она начала гораздо раньше, в 1529. В результате в современном облике церкви гармонично сочетаются различные архитектурные стили.
При отсутствии единства стиля, фасад здания создает целостное впечатление, хотя отделка нижней (готической) и верхней (ренессансной) части значительно отличаются. Портик церкви, украшенный богатой резьбой по камню, сохранился в первозданном виде и достоин внимания. Среди его шедевров можно выделить композицию, посвященную сценам Страшного суда, работы Николя де ла Кур (1551).
Строгий, тускло освещенный неф резко контрастирует с богатством внешнего убранства церкви. Внутри можно увидеть лишь несколько картин и скульптур.
Дворец Юстиции Дижона:
В 1478 Людовик XI решил наказать прежний административный центр Бургундии, город Бон, за ожесточенное сопротивление королевским войскам и перенес Парламент Бургундии из Бона в Дижон. Новая столица провинции была не готова к размещению столь значительного учреждения, но французский король не изменил своего решения, и первых порах на новом месте Парламент был лишен собственного зала для заседаний. Лишь после смерти Людовика XI, в 1510 году рядом с герцогским дворцом началось строительство здания для Парламента.
Стоит отметить, что средневековый французский парламент - это судебная палата, в задачи которой входил контроль за соблюдением законодательства (представительский орган, который мы сейчас называем словом «парламент» в средневековой Франции носил имя «Генеральных Штатов»). После окончательного перехода Бургундии под власть французского короля, тому потребовалось значительно усовершенствовать систему управления провинцией, а для этого необходима была поддержка Парламента (без одобрения Парламента указы короля были недействительны на территории Бургундии). И тогда королевская власть всерьез обеспокоилась строительством Palais du Parlement. В 1522 король Франциск I приезжает в Дижон и с удовлетворением отмечает успехи в строительстве. Один из залов, украшенный однотонными витражами - гризайлями - был уже закончен. Три из восьми оригинальных витражей сохранились до наших дней.
Архитектором проекта был Гуго Самбен (Hugues Sambin), он же лично занимался декорированием фасада и украсил резьбой деревянную входную дверь. В 1571 году был закончен фасад здания и Зал Парламента.
Дворец много раз перестраивался, особенно значительно в 17 веке, когда его посетил король-солнце Людовик XIV.
Дворец открыт для посещения, но там до сих пор находится судебный орган. Стоит обратить внимание и на зал Salle des Pas Perdus с его капеллой святого Духа, где раньше перед каждым судебным заседанием служилась месса, чтобы вдохновить членов Парламента на справедливые решения.
Капелла кармелиток, сооружение которой было завершено в 1642 году, выполнена в типичном для Контрреформации стиле. Это единственное здание подобного рода, сохранившееся в городе.
Монастырь Бернардинцев в Дижоне, где сегодня размещается музей жизни и традиций Бургундии. Весьма занимательно.
К сожалению, за целый день не удалось увидеть все запланированное в Дижоне. Я обязательно вернусь.