Есте-ство-искус-ство

Sep 08, 2013 15:51

          После похода в берлинский Культурорум в моём Эверноуте появилась такая запись:
"Музеи умерщвляют картины. В их окружении нужно есть, пить, спать, любить, учить санскрит. Но никак нельзя приходить к ним раз или два в год"

Стало интересно, откуда вообще пошли музеи в нашем понимании этого слова. Ведь всем известно, что раньше картины/витражи/фрески писались для кого-то, а не для абстрактных посетителей пустынных залов.



В XVIII веке в Европе появились т.н. коллекционеры и рынки искусства. Иметь дома картину или фреску хорошо, а скульпутуру - ещё лучше. Начали организовываться выставки членов Академий Искусств. В "художественных школах" того времени начали рисовать античные сюжеты не по описанию, а с натуры - в Европе начали изготавливать гипсовые копии знаменитых скульптур. Во второй половине XVIII века частные коллекции могли видеть только те, кто был приглашён в дома коллекционеров.

Первым музеем в нашем понимании этого слова был Лувр. Как музей он открылся в 1793 году - в самый разгар французской революции. Открытие королевской сокровищницы (да и самого дворца) для широкой публики рассматривалось как реализация идей свободы, равенства и братства - основ революции.
          В Британии вскоре тоже (по причине боязни общественных волнений) стали открываться галереи искусства. Посещение таких галерей рабочим классом поощрялось и рассматривалось как способ поддержания мира и укрепления патриотических чувств.

Но простой народ совсем ничего не знал о "высоком искусстве", и произведения живописцев оставались просто красивыми картинками. Стали выпускать книги по искусству, написанные так, что даже неподготовленный читатель смог легко понять замысел того или иного полотна.

И всё это большая политика: хлеба и зрелищ, и всего-то.

искусство, музей

Previous post Next post
Up