Россия и Габон: поклонение «черному тельцу»

May 24, 2010 11:13



 Бывают сближенья самые разные и самые странные. Писатели, живущие на противоположных концах земли и не подозревающие о существовании друг друга, пишут романы, в которых немало общего, при этом сохраняя свой индивидуальный стиль и мировидение. Одна из тайн творчества? Особенности тематических аспектов произведений? Возможно, и то, и другое…


Прочитал роман французской писательницы Бессоры «Петролеум» (Bessora. Petroleum. Paris. Ed. Danoёl, 2004). «Французскость» тут относительна: родилась в Бельгии, мать из Швейцарии, отец из Габона. Пишет на французском. «Петролеум» не переведен на русский. Действие романа завязывается на нефтяной платформе у берегов далекой африканской страны, люди нащупали одну из тех вен земли, по которым бежит ее черная кровь - нефть. Но вдруг происходит взрыв. То ли неполадка, то ли диверсия, организованная недругами нефтяной компании «Эльф-Габон»...
Теперь «поедем» в Россию. Роман Геннадия Старостенко «На черной реке» (журнал «Москва». 2006. №12). И здесь идет добыча нефти, только не в открытом море, а в тундре, среди вечной мерзлоты. Здесь то же прекрасное знание профессиональной лексики и (самое любопытное)... очень похожие сюжетные мотивы.
Первый - наступление цивилизации на нетронутую природу, которая мстит людям за свою медленную гибель. Бог нефти требует человеческих жертвоприношений: и в габонских джунглях гибнут геологи - первые нефтеразведчики, не считающие нужным отдавать дань уважения смешным для «цивилизованного» человека африканским духам места, и в тундре гибнут люди, за тысячи километров от экватора. Наступление техники, поклонение «черному тельцу» меняют традиционный уклад жизни коренных народов, что грозит им исчезновением, будь то ненцы или габон (одно из нескольких племен той далекой жаркой страны), чье мировоззрение и представление о себе как о народе специфически и неразрывно связаны с природой, ее жизнью, ее законами. В тундре люди пьют и травятся поддельной водкой, которую им доставили специально, чтобы убить. Гибнут от пуль. Кто-то тайком обстреливает вертолеты и автомобили. Зачем? Вот  действительно вопрос для руководства российской нефтяной компании, руководимой из-за рубежа, и точно такой же вопрос решают в Габоне: почему произошел взрыв на платформе и, если это не случайность, то кому он выгоден? Тело главного подозреваемого так и не нашли, а он что-то разбрасывал вблизи места взрыва, кажется, невинные тыквенные семечки - ритуальное «кормление» духов, но так ли это?
Детективные мотивы так схожи в творчестве двух писателей потому, что за добычей нефти и там и тут стоит частный заграничный капитал, а для него любые средства хороши, лишь бы больше урвать. Здесь не место тому созидательному пафосу, которым, к примеру, пронизана известная до оскомины песня Высоцкого про черное «золото», которое «уложено здорово» (имеется в виду добыча угля, но в данном случае деталь эта непринципиальна). Габон получает гроши от добычи нефти иностранными компаниями, которые практически сохранили здесь свои позиции после провозглашения страной независимости. Богатство России прирастает Сибирью, богатство Европы - Африкой и Россией. Природные сокровища не приносят должной прибыли их подлинным хозяевам. Общее между огромной Россией и маленьким Габоном в том, что их нефть попросту разворовывают, причем одинаковыми средствами. Террор, диверсия, устранение конкурента, махинации с ценными бумагами - все это тоже способы добычи нефти, где бы она ни велась. И в ненецкой тундре, и в Габоне за ней возникает жуткий образ-символ Молоха (вспоминаем и повесть Куприна), который пожирает все - и тела людей, и их души.
Второй момент. В обоих романах - «греческий след». Может, это случайно, а может, нет, ведь Греция, как известно, страна мифологическая. Бессора дала греческие имена главным героям, влюбленным друг в друга: Язон (повар, обвиняемый во взрыве) и Медея (геолог-профессионал). Они в конце концов обретают друг друга, несмотря на ту войну, что развернулась между высокопоставленными добытчиками нефти. Эта любовная линия обостряет действие «Петролеума». Один же из главных героев Геннадия Старостенко - полугрек, полуненец Харлампиди (но в романе у него прозвище Грек), защищающий своих рабочих, однако бессильный что-либо изменить в политике нефтяной компании после смены руководства, распутавший мотивы нескольких убийств, совершенных в тундре во имя нефтяного Молоха (кстати, и Медея в «Петролеуме» ведет самостоятельное расследование причин взрыва, осознавая, что верхи нефтяных компаний утвердят ту истину, которая им выгодна). Только любовная интрига в романе Геннадия Старостенко менее выражена, хотя и есть, что, в общем-то, не столь уж важно.

Третье: оба писателя стремятся показать разные этажи иерархической лестницы в нефтедобывающих компаниях, от высшего до самого низшего, от директора до рядового рабочего. Что Габон, что Россия - нравы, существующие на разных этажах, в обоих романах весьма похожи. «Черный телец» не ведает национальных различий.


Previous post Next post
Up