Nov 21, 2012 16:47
Индийская история соблазнения аскета Мариси одна из самых сложных и красивых.
Медитативное одиночество Мариси, одного из самых мудрых среди мужчин, было однажды нарушено внезапным появлением в лесу известной куртизанки по имени Камаманжари. Её пыльные волосы волочились по земле, она плакала.
Через некоторое время к ней присоединились её родственники с матерью, раздавленные горем от потери смысла их жизни одновременно со средствами к существованию. Мариси спросил в присутствии всех родственников куртизанку о причинах её печали.
- Я недостойна познать счастье в этом мире, - сказала она сквозь рыдания. - Я ищу лучшей жизни. Поэтому я пришла к тебе.
Тогда мать известной куртизанки сухо прервала дочь и сказала отшельнику:
- Это моя вина. Моя дочь в этом плачевном состоянии, потому что я заставила её следовать её дхарме, делать то, ради чего она родилась, то, для чего она воспитывалась. Да, с самого детства я кормила её самыми редкими продуктами, чтобы сберечь её здоровье и цвет лица. Я следила, насколько возможно, за развитием её личности. Я помогала ей совершенствоваться. Я следила за тем, чтобы начиная с её пятилетнего возраста она как можно реже видела своего отца. Я терпеливо обучила её всем техникам любви и смежным дисциплинам: пению, танцам, музыке, искусству композиции запахов, плетению гирлянд, декламации, философии, логике. Я научила её хитростям игры в кости, необходимым интригам, тонкостям охоты. Я поддерживала вокруг неё обстановку элегантности. Когда она пела на публике, я приглашала анонимную публику, чтобы ей аплодировать. Я распространяла славу он ней всеми способами: устами астрологов, мастерами слова, странниками, слугами Будды. Я постаралась удалить её от бедных и опасных молодых людей, чтобы найти ей любовника, который был бы высокого происхождения, красив, мужественен, богат, значителен, щедр, ловок, сознателен и элегантен. Если такой идеал приходил, то я сильно увеличивала цену, отдавала её молодому человеку. Я умела вытряхнуть целое состояние из родителей этого невинного юноши, распуская слухи о тайном браке. Я умела подкупать судей. Я знала, как заставить дочь хранить верность до полного исчезновения состояния её любовника. Я умела смягчать жадность скупого, угрожая ему соперником. Я умела избавляться от несостоятельных путем публичных насмешек, эффективной клеветы, и держала свою дочь очень далеко от них. Образование, которое я дала дочери, о мудрый Мариси, было образцовым, мне кажется.
Мать прервалась на мгновение, чтобы вытереть слезы, и продолжила.
- Куртизанка, ты это знаешь, возможно, должна быть всегда готова для своего любовника, но никогда не показывать нетерпения. Если она, к несчастью, захвачена любовью, послушание своей матери или хозяйке, стоит выше её любви. И несмотря на все мои старания, моя дочь Камаманжари пережила три месяца любви за свой счет с молодым брахманом, у которого кроме красоты ничего нет. Она оттолкнула претендентов, которые хотели только одного - сделать её богаче. Она разорила свою семью. Одним словом, она перестала следовать своей дхарме. Когда я попыталась её наказать, она сбежала в леса. Если она не поменяет своего решения, то вся семья, которую ты видишь здесь, обречена на нищету и смерть.
Тогда отшельник сказал куртизанке, которая стояла рядом и продолжала плакать.
- Чего мы можем ждать от нашей жизни? Или полное освобождение уже в этой жизни, или место в нирване чуть позже. Полного освобождения почти невозможно достигнуть. Я могу тебе это сказать. Остается только попытаться получить место в раю. Это то, что может сделать каждый, следуя своей дхарме. Твоя мать правильно сказала. Откажись от невозможного.
- Если я не найду никакого убежища рядом с тобой, то оно будет в огне!, - закричала куртизанка.
Отшельник попросил мать отойти с ним в сторонку и сказал ей:
- Все возвращайтесь в город. Пусть твоя дочь останется в лесу на несколько дней, чтобы открыть для себя все тяготы такой жизни. Она привыкла к роскоши. Она к тебе вернется.
Мать с семьей ушли.
Камаманжари, оставшись в компании одного лишь отшельника, проявила вскоре неожиданное старание. Без макияжа, без изысканных одежд она принялась прислуживать ему,, готовила еду и цветы для жертвоприношений. Она пела и танцевала во славу богов. Кроме этого, она много говорила о дхарме, арте и каме, которые являются тремя основными действиями любой человеческой жизни. Святой отшельник , которого интересовала такая беседа, увлекался всё больше своей гостьей,, и она это замечала.
- Не глупо ли, - сказала она однажды, - ставить арту, которая является вкусом к богатству, и каму, которая является вкусом к сексуальному удовольствию, на один уровень с дхармой, которая есть особый закон, которому должен следовать каждый из нас?
- Следовательно, ты думаешь, - спросил Мариси, - что дхарма выше, чем арта и кама?
- Я ли должна отвечать на этот вопрос? - немедленно произнесла Камаманжари. - Или ты просто хочешь мне польстить? Я тебе отвечу: без дхармы нет ни камы, ни арты. Дхарма не нуждается ни в чем извне, чтобы исполняться. Она подкрепляется любым наблюдением за природой вещей. Если ей случается ослабевать, то можно почти легко её подправить и выйти таким образом на более высокий уровень святости.
Куртизанка говорила горячо и искренне. Глаза её смотрели в глаза отшельника.
- Соблазны многочисленны. Сам Брахма, Создатель, был увлечен молодой Тилоттамой. Шива допустил адьюльтер с более чем с тысячей женщин-отшельниц. Вишну с чуть меньше, чем шестнадцать тысяч девушек, туда же. Пражапати занимался любовью со своей собственной дочерью! Солнце покрыло кобылицу! А бог ветра - обезьяну!
Она долго разворачивала сомнительную гирлянду божественных любовей, добавляя каждый раз при случае, что мудрость и добродетель богов восторжествовала.
- Никакая грязь не может задержаться в сердце, которое очистила добродетель. В сердце, верном дхарме! Поэтому арта и кама не стоят и сотой части дхармы. Таково моё мнение.
Разгоряченный такими речами, отшельник отвечал:
- Твоё замечание верно. Прочная дхарма не может поколебаться чувственными удовольствиями.
- Она может даже ими упрочиться, - заметила Камаманжари.
- Абсурдно отказываться от того, чего не знаешь, сказал отшельник. - Чтобы освободиться потом от арты и камы через моксу, я должен сначала их познать, раз уж они существуют на земле. Прошу тебя, расскажи мне о них!
Тогда куртизанка рассказала ему о земных удовольствиях. Она описывала их ему в словах и образах, которые она узнала из стихов. Она говорила Мариси, как обрести эти блага, как их развивать и сохранять. Ещё дольше она говорила о физическом желании и о любви. О том, что происходит в крови людей, когда в них проникает желание и удерживает их. Она представила плотскую любовь, как несравненное и неописуемое удовольствие, как высшее опьянение бытием, верх красоты, очарования и экстаза. Она сказала, что хорошо сделанный акт любви (она настояла на этом пункте) - это разделение радости, которой нет равных. Она описала эту радость, которую она знала, как расстройство рассудка, как бред наяву, первичный, неизбежный, безупречный, нежный в расходящихся волнах воспоминаний.
В этот момент отшельник забыл свои желания, забыл своих богов и свой лес. Он обнял куртизанку и занялся с ней любовью. Поскольку у Камаманжари был большой опыт в этом деле, все прошло отлично.
После чего, на следующий день, она привела его в город, нисколько его не торопя.
Мариси казался очень удивленным, почти шатался. Он постоянно улыбался с потерянным выражением лица. Вокруг него прохожие начинали восклицать: «Завтра будет праздник любви!»
В городе, после ещё одной ночи счастья в обители куртизанки, где он снова встретил её мать и всех членов её семьи, устроивших ему пышный прием, отшельник принял тёплую ванну. Его приятно одели, украсили ему плечи гирляндой из красных цветов, почистили ему уши, надушили. Всякое желание снова вернуться в лес исчезло из его сердца. Он страдал, когда его возлюбленная оставляла его ненадолго. Он был в руках любви.
Когда он был готов, Камаманжари взяла его за руку и отвела в парк, где уже собралась радостная толпа. Там восседал король, окруженный своим двором.
Камаманжари склонилась с улыбкой перед королем и представила ему Мариси.
В этот момент какая-то женщина очень большой красоты, такая же красивая, как и Камаманжари, появилась в парке и тоже пошла к королю. Она была великолепно одета, но смертельно бледна. Все смотрели на неё с любопытством.
Пришедшая тоже была очень известной куртизанкой. Она упала перед королем и сказала:
- Камаманжари меня победила. Да, я признаю моё поражение. Всё, чем я владела, теперь принадлежит ей. С сегодняшнего дня и до конца моей жизни я буду её рабыней.
У всех присутствующих вырвался вздох и крики удивления. Все поняли, что несколькими месяцами ранее Камаманжари заключила пари, что она соблазнит отшельника. И она только что выиграла это пари! Отныне другая куртизанка, до сих пор соперница, полностью ей принадлежала.
Смешной и жалкий, почти сумасшедший, отшельник отправился к себе в лес. О нем никогда больше ничего не слышали.
Камаманжари с триумфом привела к себе в дом новую рабыню, вынужденную отныне подчиняться и быть в тени.
Мать и семья победительницы снова зажили мирно и богато. Приключение Камаманжари привлекло к ней принцев со всего света.
Когда у неё спрашивали, какими экстраординарными хитростями она смогла соблазнить Мариси, она отвечала:
- О, я с ним говорила о вещах, которые его интересовали, я думаю.