Leave a comment

ТЕАТР ОДНОГО ХУДОЖНИКА karpenko_sasha September 1 2011, 20:54:16 UTC
В творчестве Екатерины Абрамовой подчас причудливо переплетены Восток и Запад, средние века и современность, персонажи итальянской комедии дель арте и японские стили аниме и манга. Смыкаются время и вечность, стили прошлого зеркально отражаются в эстетике настоящего. Эманации этих художественных веяний, конечно же, переосмыслены и переработаны художником Абрамовой в её собственной манере. Например, Пьеро и Арлекин у неё зачастую - одно и то же лицо: скажем, верхняя часть фигуры "списана" с Пьеро, а нижняя - с Арлекина. Всё это вполне соответствует мировым традициям. Персонажи дель арте за несколько столетий своего существования часто меняли не только смысловую нагрузку, но и страну проживания, переселяясь во Францию и даже в Россию (Петрушка). Екатерина Абрамова рискнула применить по отношению к Пьеро и Арлекину хорошо известный русский "мичуринский" способ гибридизации. Новое, "андрогинное" существо, выведенное художницей таким причудливым образом, полу-Пьеро, полу-Арлекин, несёт в себе все характеристики своих предшественников. Это "театр одного художника" - посредством такого перевоплощения Екатерина передаёт свои состояния и настроения.

В какой бы технике ни работала Екатерина Абрамова, она всегда органична, она всегда "у себя дома". Некоторые её работы подчёркнуто поэтичны, некоторые - подчёркнуто парадоксальны, но эта подчёркнутость нигде не переходит в навязчивость. Очень интересна в этом отношении работа "Ночь". Трудно искать чёрную кошку в тёмной комнате, поэтому Екатерина изобразила ночь в образе обнажённой белой женщины на темновато-звёздном фоне неба. Такое новаторское решение вовсе не продиктовано, на мой взгляд, попыткой изобразить женственную красоту Питерских белых ночей. Так почему же ночь у Абрамовой не негритянка? Я думаю, здесь в полной мере проявилась парадоксальность мышления художницы (пушкинское: "и гений, парадоксов друг, и опыт, бог-изобретатель"). Картина "Ночь" показывает также умение художницы работать внутри жанра. Казалось бы, в основе своей эта работа - обычная "обнажёнка", ню! И Екатерина мастерски рисует обнажённую натуру! Но как же идейно и композиционно усложнена эта "нюшка"! Вспоминается Тютчев: "И бездна нам обнажена, с своими страхами и мглами, и нет преград меж ей и нами. Вот отчего нам ночь страшна!" Впрочем, ночь у Абрамовой вовсе не страшна. Она, скорее, завлекательна. Это час любовников, поэтов и убийц.

Есть у Екатерины и иные вариации на тему ночи. Идея порой "двоится", а то и троится. Иногда случается так, что тема продолжает волновать художника, а старое решение либо забыто, либо почему-то уже не устраивает. Поэт Мандельштам как-то написал два разных стихотворения с одним и тем же посылом: "Заблудился я в небе. Что делать?" Как мы видим, "тема с вариациями" существует в разных видах искусства. Но основная мелодия - тема ночи выдерживается художником Абрамовой во всех модификациях-вариациях. Это - "обнажённость" ночи. Иногда - инфернально-соблазнительная, иногда - космически-одиноческая. Ночью человек обнажён как телесно, так и душевно, и это его состояние - непреходяще.

Часто вариации тем у Екатерины Абрамовой театрализованы, и тогда она выступает ещё и в роли режиссёра-постановщика своего маленького театра. "Надежды маленький оркестрик под управлением Любви", как выразился Булат Окуджава. Особенно много ролей художница доверяет своему Арлекину. Она абсолютно убеждена в гениальности Арлекина как актёра. Роли, которые он способен сыграть в её художническом театре, пестры, неожиданны и разнообразны. Вот я, например, ни в какую не доверил бы Арлекину роль Хранителя. А Екатерина запросто идёт на эту очевидную, на мой взгляд, авантюру. Ну какой может быть из шута Хранитель? Оказывается, может. Он может хранить что-то очень маленькое, и в то же время достаточно большое, - например, чью-то тайну.

Reply


Leave a comment

Up