О любви

Jun 29, 2010 00:20

Этой зимой слушала «Беседы» Митрополита Антония Сурожского. Как уж они мне попались, не помню, но вот скачала и на одном дыхании просмотрела - «ищущим» сердцам посвящается. До сих пор цело удивительное впечатление восторга от встречи с мудрейшим человеком, от того потока мыслей, движений души, которые зародились под впечатлением его речи. Очень давно, пожалуй, с момента юношеского открытия Достоевского не было у меня таких эмоций. Вот как тогда всех «Бесов» и «Идиота» на цитаты, какие-то записи, да по второму кругу, так и здесь с каждым словом, какое-то открытие, повод задуматься.
Теперь вот добралась, купила книгу, хотела полное собрание, но увы, так что пока только вот такую:



Читаю по чуть-чуть, небольшими выдержками, благо формат книги - запись бесед и проповедей - позволяет. Честно признаюсь, я человек мало религиозный и, подозреваю, что в силу этого многих вещей, которые он говорит, не понимаю, но и того, что доходит, очень хватает.

Особо зацепившие буду фиксировать.

«Я уже это говорил много раз, но опять-таки повторю. Так часто, когда человек говорит: «Я тебя люблю», - все ударение на слове «я», «ты» - предмет моей любви, а «любовь» это та цепь, которой я тебя опутал и держу в плену. Как часто бывает, что любовь одного человека к другому превращает того в пленника или раба. Тогда «люблю» не является творческим, животворящим началом; слово «люблю» является как бы связкой, удочкой, на которую пойман другой человек. И если мы обнаруживаем, что такова наша любовь к людям или к одному, особенно любимому человеку, мы прежде всего должны осознать ужас того, что я себя считаю центром, что все сводится ко мне: и события, и люди - все рассматривается с точки зрения моей выгоды, моей радости, моей жизни, и никто и ничто не существует иначе как в каком-то соотношении со мной. Если это осознать, если нас охватит стыд и ужас, тогда мы можем начать, отвернувшись от себя, смотреть в сторону другого человека и попробовать различить его черты, понять его, осознать его существование как лица, отдельного от нас, иного… Это первое, что мы должны сделать: оторвать свое внимание от себя самих и обратить его на Бога и на Его пути, на человека и на людей, на события, на все - только бы не заглядеться на себя. И только тогда сможем мы увидеть вещи, как они есть, и людей, как они есть. Потому что нас ослепляет страх: как события отзовутся на нашей судьбе, как человек повлияет на нашу судьбу?»

«Всякая любовь в себе содержит ответственность. Ответственность перед тайной человека, ответственность перед его будущим… И эта ответственность в любви сочетается тоже с требовательностью. Любить расслабляющей любовью, любить такой любовью, которая все допускает и позволяет человеку становиться все мельче и мельче, все более жестоким, все более себялюбивым, - это не любовь. Это - измена. Любовь должна быть требовательной. Не в грубом смысле, не так, как мы часто действительно требуем от других того, чего сами не согласны делать, что для нас кажется слишком трудным, налагая на них бремена, которые мы не способны или не хотим нести. Нет, требовательность в любви сказывается прежде всего в том, чтобы любимого человека вдохновлять, чтобы его уверить в том, что он бесконечно значителен и ценен, что в нем есть все необходимое, чтобы вырасти в большую меру человечности.
Для этого тоже нужна с нашей стороны неколеблющаяся вера, потому что это не всегда очевидно; бывают моменты, когда блеснет перед нами светозарный образ возможного человека - и потухнет: жизнь заглушила самый высокий порыв. Вот тогда наша вера должна быть зрячая, наша надежда - пламенная, наша любовь - неколебимая; тогда мы должны со всей внимательностью, со всей опытностью помочь человеку вырасти; и только если мы так веруем, с готовностью быть открытыми до последней уязвимости и требуя от другого, чтобы он был всем, чем он способен быть, мы имеем право говорить о том, что мы его подлинно, серьезно, творчески любим: не ради себя - для него.»

любовь, Сурожский

Previous post Next post
Up