суббота для человека, а не человек для субботы

Apr 22, 2013 12:52

Сериал "Психоневрологический интернат №25". Содержание предыдущих серий см. по тэгу "ПНИ" . История вопроса - здесь. Публикации - в "МК", на colta.ru и на портале "АиФ". Мой блог на "Снобе". Группа на фейсбуке, посвященная суду. Открытое письмо сотрудникам ГНЦССП им. Сербского. Действие сериала временно происходит в ПКБ №1 им. Алексеева.

Вот если задавать наивные вопросы. Для чего - теоретически - нужны системы здравоохранения и социальной защиты? Для того - теоретически - чтобы больного человека вылечить, а уязвимого - защитить. Логично? Логично.

Перейдем к практике. Вот есть человек, признанный недееспособным и живущий в интернате. Он хочет доказать, что вполне в состоянии позаботиться о себе сам и в государственной заботе не нуждается. Чтобы принять решение об изменении статуса человека, необходимо решение суда. Логично? В общем, да - вопрос серьезный, жизнь человеческая, а не жук начхал.

Дальше, однако, всё происходит так, как будто речь идет не о живом человеке, а о неодушевленном, странном и потенциально опасном предмете.

Чем руководствуется суд, принимая решение о дееспособности или недееспособности человека? Вот человек живет в ПНИ - это значит, что его ежедневно и часто видит младший медперсонал (санитарки и медсестры) и изредка - старший медперсонал (лечащий врач, заведующий отделением, начмед и т.д.). Человека отпускают из ПНИ в домашний отпуск - на 3,5 или даже 10 дней. Там с ним ежедневно общается любимая женщина, ее ребенок, другие родственники и друзья. Кого из этих людей спросит суд? Скорее всего, никого. Если повезет, то медиков - остальные ведь не специалисты!

Для получения мнения специалистов суд назначает экспертизу (в нашем случае - в печально известном ГНЦССП им. Сербского). Это значит, что определить, что человек может и чего не может, должны эксперты - медики, которые этого человека никогда раньше не видели. Такие специально обученные незаинтересованные люди, которые должны провести с человеком положенные манипуляции (тестирование устройства).

Экспертиза бывает амбулаторная - когда эксперты задают устройству человеку вопросы и тесты (если речь о лишении дееспособности, то 15 минут бывает достаточно; если о восстановлении - то часа полтора-два). Для лишения дееспособности амбулаторной экспертизы часто хватает, а для восстановления эксперты могут потребовать экспертизы стационарной. Это чтобы лучше разобраться в данном "устройстве" - а то признаешь его годным, а оно потом сломается и кто-нибудь предъявит экспертам претензии. Нет-нет, лучше перебдеть.

Что такое стационарная экспертиза? Человека на несколько недель запирают вместе с другими "подэкспертными", без привычных занятий, без связи с внешним миром (мобильным телефоном и компьютером пользоваться запрещено), без общения с близкими (разрешено свидание 20 минут 1 раз в неделю). Предмет положили за стекло и наблюдают: не взорвется ли? не запылится? не испортится ли без холодильника? Считается, что в такой ситуации эксперты увидят, как человек самостоятельно справляется с жизненными трудностями. Простите, но на реальную жизнь это не похоже никак. В реальной жизни человек может сам выбрать, с кем ему быть (и дома, и на работе), что ему делать, к кому обратиться за помощью... Такая "экспертиза" покажет только, способен ли человек выжить в тюрьме. Для чего это нужно?

После экспертизы предмет человека отвозят обратно в интернат. Человек в депрессии после тюрьмы, деморализован, мрачен и растерян. Чем помочь человеку, если ему плохо? Логично было бы дать ему побыть в комфортной спокойной обстановке, с близкими людьми, чтобы постепенно прийти в себя? Конечно, администрация интерната тоже видит, что человек стал не такой, как раньше. Предмет сломался! Поэтому его не отпускают домой, усиленно кормят психотропными препаратами и наблюдают - "состояние изменилось", "мы разрабатываем курс лечения". Задумываются даже о госпитализации, поскольку "опасаются суицидальных мыслей". В переводе на нормальный язык это означает: "Если этот предмет совсем испортится на нашей территории, отвечать придется нам. Отвезем его в больницу - тогда отвечать будут они".

От экспертов приходит заключение: "Подэкспертному рекомендовано лечение в психиатрическом стационаре, а затем прохождение повторной экспертизы". Что означает: "Это устройство неисправно, почему - не наше дело, тестировать в таком виде не можем". (Эксперты отлично понимают, что, даже если они сломали его сами, то никто не сможет этого доказать). Получив такую рекомендацию, интернат со вздохом облегчения кладет предмет человека в психиатрическую больницу. Хочет ли человек в больницу и будет ли ему там лучше? Это совершенно неважно, главное - совесть интерната чиста и прозрачна.

Что такое психиатрический стационар? Это отделение, в котором заперто 50-70 человек разной степени адекватности. Необщительный человек, которому плохо, как минимум месяц живет в палате на 8 человек, без личного пространства, компьютера, телефона, прогулок... Он получает "капельницу" и прочие назначенные препараты - это называется "курс лечения". Лечащий врач знает: этот предмет больной доставлен из интерната, его надо как-то подлакировать "подлечить" и отвезти обратно. Всё остальное - вне компетенции больницы.

И суд, и Центр им. Сербского, и интернат, и больница действуют по своим инструкциям. Никто из них не видит живого человека - которому больно, страшно, который устал стараться произвести хорошее впечатление, устал, что все оценивают его "пригодность" и "нормальность", который уже не верит, что "эксперты" когда-нибудь сочтут его человеком, а не предметом, и отпустят жить нормальной жизнью.


Это уже даже не человек для субботы. "Суббота" существует совершенно самостоятельно, а человек ей только мешает.

ПНИ

Previous post Next post
Up