Эсхил.Трагедия «Орестея» (трилогия) Краткое содержание.

Oct 14, 2011 22:16


Краткая справка (по А.Ф. Лосеву): Эсхил жил в Греции в ½ V в. до н.э.(эпоха величайшего подъема).
Сведения от Эсхила весьма незначительные. Родился он в 525 г. в Элевсине, в аристократической семье. Участвовал во всех главнейших боях греко-персидских войн. Около 472 г. Эсхил был вынужден уехать в Сицилию, где он жил при дворе Гиерона. Причина -  либо его неудачу в поэтическом состязании с молодым Софоклом, либо разглашение тайн Элевсинских мистерий. Умер Эсхил в в Геле в 456 г.
Эсхил - первый великий греческий трагик, получивший мировое признание. Эсхил ввел второго актера, т.е. трагедия до Эсхила, происходя из хоровой лирики, вначале просто являлась хоровым произведением, при котором был единственный самостоятельный актер, игравший самую незначительную роль собеседника с хором.
Эсхил написал 70 трагедий и 20 сатировских драм. До нас дошло только 7 трагедий и более 400 фрагментов.

Краткое содержание
«Агамемнон» (самая длинная трагедия из трех).

В Аргосе дозорный видит знамение и бежит оповестить царицу Клитемнестру. Та объявляет о победе. Является вестник Агамемнона,  подтверждает победу,  рассказывает о буре на обратном пути,  когда все море «расцвело трупами».
Возвращается Агамемнон с пленниками.  Пленница Агамемнона, троянская царевна Кассандра кричит о кровавом прошлом и будущем аргосского дома.
Клитемнестра свершает месть за убитую дочь Ифигению, убивает Агамемнона и Кассандру; разнимает Старцев из хора с обнаженными мечами и Эгисфа .

«Хоэфоры»

Восемь лет спустя: Орест вырос и с другом Пиладом приходит мстить.  На могиле Агамемнона Орест встречается со своей сестрой Электрой и хоэфорами,  совершительницами возлияний. Брат и сестра соединяются Клитемнестры и ее Эгисфа. 
Орест и Пилад,  под видом странников пробираются во дворец Клитемнестры.
Орест убивает Эгисфа,  Клитемнестра раскрывает грудь и молит о пощаде.  Орест сомневается. Пилад напоминает другу о воле Аполлона, и тот убивает Клитемнестру.
Орест чувствует безумящее приближение Эринний (богинь мести).

«Евмениды»

Орест бежит на суд в Афины.
Тень Клитемнестры взывает к Эринниям. Те спорят с Аполлоном, правда за матерью или за отцом.
Орест сидит взывает Афину к ее суду. Богиня предлагает лучшим из афинян самим свершить суд.
Начинается второй,  главный спор, кто роднее сыну - отец или мать. Старейшины голосуют камешками (чаши осуждения или оправдания) .  Голоса разделились поровну, тогда Афина внесла решающий голос в пользу обвиняемого.
Афина говорит о милосердии, переименовывает Эринний в „Благих богинь“ - Евменид.

Комментарии
Итак, на страницах "Орестеи" разворачивается нравственная борьба отцовского и материнского права в лице Аполлона и Эриний. В "Орестее" Эсхила явно просматривается переход от «методов кровопролития» к разумному устроению жизни гуманным путем. Казалось бы, какая здесь гуманность, если все части трагедии - история поочередно сменяющихся отмщений, слившихся в одну историю убийств? Однако важным все-таки оказывается итог, подведение главного героя к обращению в суд. Сам Аполлон посылает Ореста к мудрейшей богине, возглавляющей демократическое государство, чтобы избежать тирании.
В трилогии особое положение занимают внушительные по объему хоровые партии (для краткости изложения я не включила их в содержание). Хоровые партии функционируют и как «лирические отступления» в современном значении, а сам хор - и как непосредственный участник событий в трагедии (хор обнажает мечи и хочет вступить в борьбу с Эгисфом). Действие постоянно нарастает, Эсхил использует прием трагической иронии (в радостных моментах чувствуется некое опасение).
Не прост внешний сюжет «Орестеи», сложны и приемы Эсхила (монументально-патетический стиль, многогранные характеры главных героев, метод становления- к примеру, постепенное охватывание Орестея Эриниями). Поэтому свести к минимуму весь сюжет «Орестеи» было непросто. Скорее всего мне нужно будет еще учиться «сестре таланта» по Чехову.

Previous post Next post
Up