В 508 г. до н. э., во время осады Рима клузийской армией, римляне подослали юного Муция в лагерь этрусков с заданием отыскать и заколоть Ларса Порсену. Муций был храбр и хитер, но с памятью на лица у него было неважно, и вышла с ним такая незадача, что отыскал и заколол он не Порсену, а его секретаря - можно сказать, совсем постороннего и не особо важного человека. Муция же скрутили и привели к самому Порсене. Тот спросил, кто он такой, что делает в его лагере, и чем ему не угодил его, Порсены, секретарь. В ответ на это Муций гордо вскинул голову и сказал, что он, Муций, римлянин, пришел, чтобы убить Порсену, что римлянам сам черт не брат, и каждый из них готов отдать жизнь, чтобы оную Порсены забрать, чем произвел на Порсену, как он полагал, неизгладимое впечатление.
В доказательство своего мужества Муций сунул руку в костер и держал ее там, вскинув гордую голову еще выше. Когда рука догорела и обуглилась, Муций искоса поглядел на Порсену: что, мол, съел? В ответ на это Порсена открыл рот, оторвал себе челюсть, бросил ее под ноги Муцию и только улыбнулся - гляди, римлянин, знай наших! Тогда Муций собрался с духом, гордо вскинул голову, достал ножик и отпилил себе ногу. И думал уже, что наши победили, но тут и Порсена нашелся: вытащил короткую сабельку, аккуратно отрезал себе голову, и смотрит на Муция с хитрым ленинским прищуром, мол, что ты теперь, римлянин, будешь делать?
Тут уж Муций скис - куда только римская гордость подевалась! - махнул рукой, и, понурив гордую голову, уныло поскакал на последней оставшейся ноге к себе в лагерь. А римляне, видя, что Порсена настоящий мужик, выкинули белый флаг и подписали полную и безоговорочную капитуляцию.
Эту историю пересказывал знаменитый этрусский законник Пумпулена, один из немногих, кто еще умел разбирать латинские письмена.
Доб. Жизнь богата классическими сюжетами, подсказывает
arno1251:
премия Дарвина, 1996 г.