"... один из главных тезисов Лютера состоял в том, что человек порочен по своей природе и, следовтельно, его усилия бесполезны. Кальвин точо так же подчеркивал греховность человека и построил всю свою систему на идее, что человек должен до последней степени смирить свою гордыню и - больше того - что целью человеческой жизни является исключительно слава Господня, а собственных целей у человека быть не должно. Таким образом, Лютер и Кальвин подготовили человека психологически к той роли, которую ему пришлось взять на себя в современном обществе: он чувствует себя ничтожным и готов подчинить свою жизнь исключительно внешним целям. Если человек может превратиться лишь в средство для возвышения славы Господней, а Господь не отмечен ни любовью, ни справедливостью, то такой человек достаточно подготовлен и к роли раба экономической машины, а со временем и какого-нибудь "фюрера".
Эрих Фромм, 1941 год.
1941 год..как же ему больно и как страшно, страшно своими глазами, даже из-за океана (ему, немецкому еврею, просто думающему, видящему, чувствующему и умеющему отличить добро от зла пришлось уехать - сначала в Женеву в 33ем, потом и в США, потерять свою родную Германию) - видеть это кровавое шествие торжестующего зла по земле.
И все же он писал, надеясь до кого-то, у кого еще есть уши услышать, достучаться - о безграничной истинной свободе. И пытался понять причины происходящей катострофы, в недрах души человека.
"И - как и со всяким другим товаром - рынок решает, сколько стоят те или иные человеческие качества, и даже определяет само их существование. Если качества, которые может предложить человек, не пользуются спросом, то у него нет вообще никаких качеств, точно так же как и товар, которых нельзя продать, ничего не стоит, хотя и обладает потребительской стоимостью. Таким образом, уверенность в себе, "чувство собственного достоинства" превращается лишь в отражение того, что думают о человеке другие. У него нет уверенности в собсвтенной ценности, не зависящей от его популярности и рыночного успеха. Если на него есть спрос, о считает себя "кем-то"; если же он непопулярен, он и в собственных глазах попросту никто. ".
Эрих Фромм, 1941 год.
Читать книге в контексте, конечно же.