Сэм Харрис о христианской морали

Dec 28, 2012 09:56


Добавление: Переведённый клип можно посмотреть тут: http://www.youtube.com/watch?v=tMZHNKBGZLg

Несмотря на то, что Америку считают религиозной страной, дебаты о вере тут ведутся достаточно активно. Есть несколько хорошо известных авторов-критиков религии, включая Сэма Харриса, которые хорошо сказали то, что хотелось бы сказать и мне. Я решил, что имеет смысл хотя бы иногда не изобретать велосипед, а просто дать возможность людям послушать уже неплохо изложенные мысли. Так как по-английски свободно в России пока не говорят, имеет смысл хотя бы иногда переводить английские тексты на русский. Чуть позже я выпущу этот текст в виде подкаста, а также попробую продублировать видео на YouTube. Пока читайте:

Давайте зададимся вопросом: «Что плохого в том, чтобы провести вечность в Аду?» Для начала, говорят, что там достаточно жарко. Доктор Крейг не предлагает никакого альтернативного подхода к морали. Вся суть христианства, или того, как оное обычно понимают, состоит в том, чтобы обеспечить вечное благополучие человеческих душ. К счастью, нет никаких данных, подтверждающих существование христианского Ада. Но мне кажется, что мы должны изучить к каким последствиям в материальном мире ведет мышление, ограниченное рамками теизма, и каковы будут моральные основы в таком мире.

9 миллионов детей в возрасте до 5 лет умирают каждый год. Представьте себе цунами в Азии вроде того, что мы имели возможность наблюдать в 2004 году, которое убило четверть миллиона человек. Такое же количество детей только в возрасте до 5 лет умирает каждые 10 дней. 24000 детей в день, 1000 детей в час, около 17 детей в минуту. Это означает, что прежде чем я закончу это предложение, несколько детей с большой вероятностью умрут в страхе и муках. Представьте себе родителей этих детей. Подумайте о том, что большая часть этих мужчин и женщин верят в Бога, и молят Его прямо сейчас, чтобы он спас их детей. И никто не услышит их молитв.

Но согласно доктору Крейгу, всё это - часть Божественного замысла. Любое божество, которое позволяет миллионам детей страдать и умирать таким образом, а их родителям так скорбеть, либо не может ничего сделать, чтобы им помочь, либо не хочет этого делать. Следовательно, оно либо бессильно, либо злонамеренно. Хуже того, согласно представлениям доктора Крейга, большинство этих людей, как минимум большое количество этих людей, отправятся в Ад, потому что они молились неправильному Богу. Задумайтесь об этом.

Не сделав ничего плохого, они родились в неверной культуре, где они научились неверной теологии, не познав Откровения. В Индии в настоящее время живет 1,2 миллиарда людей. Большая часть индуисты. Следовательно большая часть является сторонниками многобожия. Следуя представлениям доктора Крейга, вне зависимости от того, насколько хорошо ведут себя эти люди, они обречены. Если вы молитесь обезьяноподобному божеству Хануману, вы обречены. Вас будут вечно мучить в Аду. Есть ли этому хоть какие-то свидетельства? Нет! Это просто декларируется в Евангелии от Марка, Глава девятая, Евангелии от Матфея, Глава тринадцатая, и в Откровении Иоанна Богослова, Глава 14. Может быть, Вы помните из фильма Властелин Колец, что когда эльфы умирают, они отправляются в Валинор, но они могут быть рождены заново в Средиземье. Я упоминаю это просто в качестве аналогии. Таким образом, Бог создал культурную изоляцию индуистов, он придумал обстоятельства их смерти в неведении Откровения, а потом он создал наказание за их невежество, - вечные муки и огонь.

С другой стороны, согласно доктору Крейгу, типичный серийный убийца в Америке, который всю свою жизнь насиловал и убивал детей, должен лишь придти в Богу, к Иисусу, в камере смертников, и после последнего обеда с жареной курицей, он отправится навечно в рай после своей смерти. Важно предельно четко понимать следующую вещь. Такое представление о жизни не имеет абсолютно никакого отношения к моральной ответственности.

И, пожалуйста, обратите внимание на двойной стандарт, к которому люди вроде доктора Крейга прибегают, чтобы освободить Бога от ответственности за совершенное им зло. Нам рассказывают, что Бог вселюбящ, добр, справедлив, и по своей природе хорош. Но когда кто-то вроде меня указывает на очевидные и убедительные свидетельства того, что Бог жесток и несправедлив, потому что он вымещает на невинных людях зло такого масштаба и объема, которое бы привело в замешательство даже самого амбициозного психопата, нам сразу говорят, что Бог таинственнен. Кому дано понять Божью волю? Но ведь прежде всего людское понимание Божьей воли используется верующими, чтобы доказать добродетель Бога. Что-то хорошее происходит в жизни христианина,  скажем, он испытывает блаженство во время молитвы, или он видит какие-то положительные изменения в своей жизни, и он сразу же говорит, что Бог добр. Но когда детей десятками тысяч вырывает из объятий родителей и бросает в океан, он говорит, что Бог таинственнен.

Это пример того, как можно играть в теннис без сетки. И я хотел бы сказать вам, что когда, вообще говоря, умные люди рассуждают в таком духе, это не только утомительно, но и аморально. Вера подобного рода - это идеал нарциссизма: «Бог любит меня. Вы что, не в курсе? Он излечил меня от экземы. Я чувствую себя так замечательно, когда пою в церкви. И когда мы совсем отчаялись, он нашел нам банк, который согласился снизить моей маме процент по ипотеке.» Принимая во внимание всё то, что ваш Бог не сделал в жизни других людей, принимая во внимание горе, которое испытывает какой-то невинный ребенок в эту конкретную секунду, такая вера просто непристойна. Те, кого посещают подобные мысли, не в состоянии либо объективно мыслить, либо питать интерес к страданиям других людей.

Если Бог добр, любвеобилен, справедлив и он хотел направить нас на путь истинный с помощью книги, зачем давать нам книгу, которая одобряет рабовладение? Зачем давать нам книгу, которая призывает нас убивать людей за вымышленные преступления вроде колдовства. Конечно, существует способ не обращать внимания на подобные вопросы. Согласно теории божественной воли, разделяемой доктором Крейгом, Бог не связан моральными обязательствами. Бог не должен быть хорошим. Все, что Он желает, хорошо по определению. Если он предписывает израильтянам убить амаликитян, то убийства становятся хорошими по определению, ибо их предписал Бог.

Здесь нам предлагают психопатологический и психотический подход к морали. Он психотический, потому что он абсолютно бредовый. Нет никаких причин считать, что мы живем во Вселенной, управляемой невидимым монстром Яхве. Он психопатологический, потому что означает полное пренебрежение благополучием других людей. Он легко объясняет убийство детей.

Давайте возьмем мусульман, живущих сейчас и взрывающих себя, будучи уверенными, что они являются проводниками Божьей воли. Против их действий не существует возражения в моральных терминах, которое доктор Крейг мог бы предложить этим людям, за исключением собственной уверенности, основанной лишь на вере, что они молятся неправильному Богу. Если бы они молились правильному Богу, их действия были бы хороши, согласно теории Божественной воли.

Естественно, я не утверждаю, что все религиозные люди психопаты или психи. Но в этом, по-моему, и состоит настоящий ужас религии. Она позволяет миллиардам абсолютно приличных и вменяемых людей коллективно верить в вещи, в которые только сумасшедший поверил бы самостоятельно. Если вы проснулись одним прекрасным утром в убеждении, что, произнеся несколько латинских слов над тарелкой блинов, Вы можете превратить их в тело Элвиса Пресли, вы сошли с ума. Но если вы верите в более-менее то же самое применительно к хлебу и телу Иисуса Христа, то Вы просто католик. И я не буду первым заметившим, что только очень странно любящий Бог делает Спасение зависящим от веры в Него в отсутствие достаточных свидетельств. 2000 лет назад свидетельств было предостаточно. Бог постоянно демонстрировал чудеса. Но, очевидно, Он устал от собственной услужливости. И теперь мы унаследовали тяжелую ношу неправдоподобия всей доктрины. Попытки увязать её с тем, что мы сейчас знаем о космосе, и с тем, что мы знаем о земном происхождении Евангелий, делают эту ношу еще более тяжелой.

И доктор Крейг рекомендует нам не абстрактного Бога. Речь идет о Боге-отце и его сыне Иисусе. Христианство, согласно доктору Крейгу, является истинным моральным богатством человечества. Мне не очень приятно анонсировать это на сцене католического университета Нотр-Дам, но христианство является культом человеческого жертвоприношения. Христианство не является религией, которая отвергает человеческое жертвоприношение. Она восхваляет одно кокнретное человеческое жертвоприношение, которое оказалось самым эффективным. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» (Евангелие от Иоанна, Глава 3, стих 16). Идея состоит в том, что Иисус страдал на кресте для того, чтобы никто из нас не должен был страдать в Аду. Кроме миллиардов, живущих в Индии. И миллиардов подобных им людей на протяжении всей истории человечества.

Эта доктрина является вершиной малоприятной истории научного невежества и религиозного варварства. Наши предки - это люди, которые закапывали детей под фундамент строящихся зданий, в качестве жертвоприношений своим вымышленным богам. Задумайтесь об этом. Во многих древних культурах люди хоронили детей в пробуренных скважинах, думая, что это предохранит их здание от того, чтобы его смело с лица земли невидимое существо. Такого рода люди написали Библию.

Если на свете существует более аморальная моральная система, чем та, которую предлагает доктор Крейг, я ее пока не видел.

Радио "Свободная Деревня", ПБХ, религия, Радиопрограмма

Previous post Next post
Up