Трагедия в Форт-Худе и радикальный ислам

Nov 14, 2009 22:00


5 ноября 2009 года на американской военной базе Форт-Худ произошло массовое убийство военнослужащих и гражданского персонала. Убийцей стал военный врач-психиатр Нидал Малик Хасан, работающий на этой же базе. 13 человек погибло, ещё 30 были серьёзно ранены.

Обычно подобные преступления принято списывать, наверное, вполне обоснованно, на психическую неустойчивость преступников. Как следствие, серьёзных выводов обычно не делается. Если мы миримся с тысячами погибающими каждый год в автокатастрофах, то достаточно странно менять свой образ жизни только потому, что в стране, где живет 300 млн. человек, раз в несколько лет стреляют десяток-другой человек. В США 73 человека погибают ежегодно от удара молнии. Всерьёз бояться психов-убийц в такой ситуации довольно странно.

Проблема с Нидалом Хасаном состоит в том, что он, по поступающей информации, совсем не псих.

Конечно, состояние мозгов человека, способного на преднамеренную стрельбу по безоружным людям, отличается от состояния наших мозгов, но в данном случае за это изменение мы должны благодарить не случайную ошибку природы, не дефект в ДНК и не закоротивший нейрон, а вполне конкретную идеологию, которой следовал Нидал Ислам. Радикальный ислам.

Начавшееся расследование уже выявило большое количество интересных деталей. Нидал Хасан был чрезвычайно набожным человеком. Некоторое время назад Хасан высказывался вслух о том, что мусульмане, служащие в армии США, должны иметь возможность не участвовать в боевых действиях против врага, исповедующего ту же религию. Война в Ираке, по его мнению, являла собой один такой пример битвы американцев с мусульманами. Слова “Солдат Аллаха” были написаны у него на визитной карточке. Его рассуждения о религии уже заставляли непосредственное начальство отправить его на курсы “повышения квалификации” за счёт Министерства Обороны, где ему и другим слушателям пытались привить более умеренный взгляд на религию вообще, и на ислам в частности. Очевидно, курсы не помогли, ибо, согласно последней информации, Хасан не только пытался выйти на контакт с лицами, связанными с Аль-Кайдой, но и возможно переводил деньги кому-то в Пакистане.
Звоночков было достаточно для того, чтобы составить из них перкуссионную секцию симфонического оркестра, и тем не менее несмотря на разнообразные курсы никаких реальных мер принято не было. Хасан продолжал служить в армии и провигаться по служебной лестнице.

С падением коммунизма, который в 20 веке был тесно связан с принудительно насаждаемым атеизмом, набожность многими воспринимается как добродетель. В западном мире, включая якобы религиозные Соединённые Штаты, большинство религиозных людей практикуют религию по принципу “шведский стол”: это мне нравится, то не надо, это надо понимать обтекаемо, а то спишем на историко-культурный контекст. Такой подход не вполне честен интеллектуально, но точно предпочтителен с практической точки зрения. Радикальные исламисты не обладают такой гибкостью ума, поэтому пассажи, которые многие бы пропустили, являются для них руководством к действию. Если террорист Аль-Кайды, как и вы, прав по самому важному в мире вопросу, а ваш товарищ по оружию именно по самому важному в мире вопросу глубоко неправ, то, действительно, не очень понятно, почему вам стоит стрелять в первого. Этот подход абсолютно рационален в том смысле, что он прямо следует из базового учения. А раз так, то подобные случаи будут повторяться.

Демократические государства стараются не вмешиваться в религиозную жизнь своих граждан. Но у любой отстранённости есть границы разумного. Легко привести массу примеров стихов Ветхого или Нового завета, которые полностью игнорируются обществом, а те немногие, кто пытаются воспринимать их всерьёз, мягко скажем, встречают резкое непонимание. Подобная “нетерпимость” должна появиться и в отношении радикального ислама. Излишняя религиозность несовместна с современным обществом, и необходимо чётко это признать.
 

терроризм, ПБХ, религия, США, криминал, ислам, Эхо Москвы

Previous post Next post
Up