Колонка для сайта Эха Москвы: 9 сентября сего года губернатор штата Нью-Йорк
подписал закон, предписывающий Избирательной Комиссии города Нью-Йорк предоставлять все официальные избирательные документы в том числе и на русском языке. Русский язык является родным для примерно 200,000 жителей Нью-Йорка, и, по мнению губернатора, многие из них были фактически изолированы от политического процесса из-за языкового барьера. Теперь последний разрушен, и штат Нью-Йорк с нетерпением ожидает положительного эффекта, который привнесут в общественную жизнь города и штата граждане, которые не в состоянии прослушать или прочесть ни одну речь Президента страны, её законодателей, губернатора родного штата, мэра города и т.д.
Многие,
включая уважаемую Марину Королёву, считают, что пример Нью-Йорка достоин подражания, и предлагают перенести его опыт на почву Москвы. В связи с этим хочется дополнить нарисованную радостную картину из американской жизни другими, иногда менее политкорректными фактами.
Для начала замечу, что избирательную информацию Нью-Йорку ещё предстоит перевести, а вот
заявку на получение талонов на льготную покупку продуктов (фудстампов) перевели на русский язык уже давно. Интересно подумать на тему того, что это говорит о том подмножестве русскоязычных граждан Америки, которые не знают английского языка. И согласны ли те, кто хотят перевести избирательные документы в Москве на языки стран ближнего зарубежья, сначала проделать то же самое с формами собеса? К сожалению, разделить эти действия не удастся.
Иммиграция сама по себе чрезвычайно полезна. Её ограничения в большинстве случаев экономически не оправданы. Экономика - не игра с нулевой суммой, и приезжие работники не влияют негативным образом на занятость коренного населения. В 1970х годах Калифорния испытывала мощный приток иммигрантов из Латинской Америки.
Ситуация с работой там была тем не менее лучше, чем в среднем по стране. Большинство иммигрантов в США успешно учат английский язык. Дети иммигрантов
в подавляющем большинстве говорят по-английски свободно, а большинство внуков не знает языка дедов и бабушек.
Конечно, если люди хотят в семье говорить на других языках, никто не имеет права этому препятствовать. Также в свободной стране люди должны иметь возможность частным образом организовывать культурные центры, печатать газеты, открывать этнические радиостанции, водить детей в воскресные школы и любыми другими способами жить так, как они хотят. Но тратить деньги налогоплательщиков, изымаемые вполне буквально под дулом автомата, на цели вредные и для общества, и даже для граждан той или иной этнической группы, абсолютно неразумно.
Один из профессоров в моей аспирантуре написал в материалах к своему курсу: “Весь мир помогает вам получить знания. Затем весь мир будет конкурировать с вами за рабочие места”. В США огромные возможности, но человек должен быть активным, мобильным и легко приспосабливаемым. Не зная языка, люди обкрадывают сами себя, и с большей вероятностью будут проигрывать не только местным, но и другим иммигрантам.
Стимулированием возведения этнических гетто мы не помогаем живущим там иммигрантам, а консервируем их незавидное положение. К сожалению, от этого часто выигрывают определённого склада политики. Местное население и иммигранты от этого только проигрывают.