May 11, 2014 11:52
Управление другими людьми (что взрослыми, что детьми) тесно связано с таким умением как умение совмещать в своей голове разные картины миры. Или тоже самое, но чуть иначе - картины мира разных людей разного развития, социального слоя, возраста, включая разные неврозы и психозы.
Простейший человек имеет в своей голове только одну картину мира - свою. Точнее даже не свою, а навязанную ему окружающим обществом (начиная с родителейй, заканчивая СМИ). Всё. Иногда кажется что у него есть и другие картины мира (например то, что "всё начальство - сволочи", "все бабы - дуры" и т.п.), но при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что к реальности эти картины отношения не имеют и являются просто проекцией на других его собственных представлений о мире.
Реальная картина мира всегда отражает реальность, поэтому она всегда адекватна. Например я представляю себе как думают мои подчинённые, руководители, заказчики (или мои дети, жена, родители...) - и поэтому могу подобрать правильные слова и действия для того, чтобы они сделали нужные (мне) действия и вели себя определённым образом. Критерий истины один - практика и результат. Нужный мне результат. Результат, который я добивался.
Именно результат! Не оправдания и объяснения (кому они нужны?), а результат. Есть результат - есть адекватная картина мира. Нет результата - есть лишь иллюзии, проекции и прочая хрень.
Конечно есть и ограничения. Ограничения во мне самом. Различные личные комплексы, неврозы, личные проблемы, общий ресурс энергии и времени. Но это определяет лишь масштаб результата и выбор направления пути.
Поднимаясь по ступеням управления (или просто осваивая более сложную деятельность, в которой задействованы и другие люди) неизбежно возникает потребность получать с других требуемые результаты. Одна из составляющих этого - понимать как думают другие и объяснять им это с их точки зрения. С использованием их слов, их логики, их мировоззрения, их мотивации. Т.е. иметь у себя в голове их картину мира и уметь ей оперировать.
При усложнении деятельности таких картин набирается несколько. Картина мира простого офисного сотрудника. Картина мира руководителя. Картина мира начальника чего-то там в такой-то конторе. Картина мира детей таких-то. И других. И третьих.
В этом плане есть хороший фантастический цикл романов Френка Херберта "Дюна". Там в художественной форме показано как в голове могут жить много разных личностей и какие при этом возникают проблемы. Проблемы кстати действительно возникают: иметь столько картин мира - задача не из лёгких. И возникает проблема не потеряться во всём этом самому...
Есть ещё один важный нюанс во всех этих картинах мира - "слепые пятна". У каждого человека есть определённые области, которые для него запретны. В них он категорически не хочет заходить и тем более думать об их содержимых. Иногда это выражается в повышенной агрессивности в некоторых вопросах - включается агрессия и отключаются мозги. Так вот - управляющий должен быть более свободным в этом - т.е. иметь мЕньшие запретные зоны. БОльшая свобода даёт огромные преимущества и возможность рулить менее свободным человеком - ведь он даже помыслить боится об этом, а ты спокойно даёшь нужные стимулы. Так что бОльшая внутренняя свобода - обязательное условие хорошего руководителя.
С детьми тоже самое - ты либо боишься и навязываешь детям только одну свою картину мира и свои запретные зоны, либо интегрируешь в себя их картину мира и спокойно ведёшь их по пути роста и развития.
управление,
размышления