Большая статья про краудфандинг

Jul 20, 2013 17:36

Раскрою большой секрет: результат кампании на Бумстартере тянет в лучшем случае на «троечку». Несмотря на статус «Успешный», проект таковым не стал. На самом деле мы реально собрали не 130 тыс., а всего 85. Недостающие 45 тыс. докидывали сами, заняв у друзей и родителей. А это добрая треть от суммы. Почему это произошло, а также, что мы потеряли при таком раскладе, будет написано ниже. Но лучше рассказать обо всем по порядку.

Почему краудфандинг?

Пару лет назад мы наткнулись на сайт Кикстартер, идея понравилась: скидываются те, кого интересует проект. Но своих начатых проектов тогда не было. После того, как посмотрели чужие работы, пришло понимание, что таким образом можно собрать средства, только если уже что-то сделано, если есть, что показать. Документальный фильм «Для нас - ничего» (это, кстати, до сих пор рабочее название - пока не придумали что получше) - наш первый проект, у которого есть вполне ощутимый результат в виде трейлера, демонстрирующий проделанную работу. Для постороннего человека это сигнал, что нам можно доверять. Пока готовый результат только на русском языке, остальные источники информации о нас и нашей деятельности тоже представлены только в рунете, поэтому и платформу для краудфандинга мы выбрали русскоязычную.

Только часть расходов мы решили покрыть краудфандингом. Именно так, потому что наши главные герои одобрили бы такой способ - собрать с миру по нитке на хорошее дело. Если бы мы нашли одного крупного инвестора, он мог бы ставить свои условия. А мы условий не хотим, тема ведь довольно щекотливая. Нам необходима независимость, чтобы наши герои нам доверяли, чтобы быть честными перед ними. Иначе мы и фильм снять не сможем.

Ну и конечно с помощью краудфандинга можно собрать деньги в кратчейшие сроки. Поиски непритязательных спонсоров или грантов затягиваются на месяцы. Мы же сильно удивились летней стоимости билетов (почти 40 тыс. вместо привычных 10-15) и поняли, что изначальный сбор средств на обновление кончившегося, износившегося и сломавшегося оборудования (которое намного дешевле и доступнее в России) превращается в поиск денег на билеты, по которым мы через 2 месяца сможем вернуться обратно.

Никто из наших друзей или знакомых не вел такие проекты раньше. Никто не советовал, не рассказывал, как все должно быть. Мы действовали, как всегда, самостоятельно, методом проб и ошибок, прочитав несколько статей в интернете и опираясь на рекомендации кураторов Бумстартера.

Еще может возникнуть вопрос, почему мы просто не опубликавали пост в ЖЖ с той же инфой о фильме и не приложили к нему свои банковские реквизиты? Потому что тогда не было бы стимула собрать довольно большую нужную сумму, отсутствовала бы обратная связь, и, как следствие, не было бы вознаграждений спонсорам (подарки приятно не только получать, но и дарить).

Почему Бумстартер?

Потому что выглядит, как Кикстартер:) Ну и не только поэтому. Альтернатив-то не так и много, существует только 3 живые краудфандинговые платформы и, помимо boomstarter.ru, это smipon.ru и planeta.ru. «С миру по нитке» самый маленький, а Планета втянула в социальную сеть при регистрации, хотя нам нужен был лишь один сервис. Таким образом, остался только Бумстартер.

Хотя, честно говоря, идея ввести сервис краудфандинга в социальных сетях кажется очень привлекательной. Кнопка «Мои проекты» Вконтакте была бы не лишней, учитывая стремление соцсетей максимально перенести все аспекты реальной жизни в жизнь виртуальную. Причем, реальные деньги в Вконтакте уже можно потратить, но только на виртуальные подарки и рекламу. В случае добровольных пожертвований они вполне могли бы работать как подарки, причем без возможности оплатить ими рекламу своего проекта.
Но это все лирика, возвращаемся к сути..

Создание проекта

Самое важное: внимательно ознакомиться с пользовательским соглашением и факом.

Только так вы узнаете, что не получите ни копейки, если не доберете хотя бы один рубль к заявленному сроку, а еще и сами заплатите 5% от того, что собрали с таким трудом; что даже если наберете всю заявленную сумму, то не получите от нее почти четверть, а деньги получите только после того как в московском офисе Бумстартера материализуется подписанный вашей рукой договор (Владивостоку лучше сразу закладывать экспресс-почту и в сумму, и в сроки)... И еще много всего интересного.

Чтобы вы ни в коем случае не пропустили эту информацию, каждому проекту Бумстартер дает куратора еще до запуска. Куратор помогает правильно оформить проект. Но это не значит, что он будет советовать, что написать, какие фотки поставить или какую сумму выбрать. Он поможет чисто с технической стороны вопроса.

А вот, что нужно делать до запуска самостоятельно:
  • составить описание проекта с красивыми фоточками
  • составить описание авторов - с одной красивой фоточкой
  • выбрать обложку проекта - его лицо
  • создать видеопрезентацию для заставки. Это необязательно, но создатели утверждают, что видео повышает успешность
  • определиться с вознаграждениями, сроками и способами их доставки. Причем, они должны быть связаны с проектом, иначе смысла в них мало, ведь это не интернет-магазин вознаграждений.
  • хорошо подумать над суммой и сроками сбора
  • узнать реквизиты счета, на который будут переводить деньги
  • поддержать минимум один проект
Мы начали составлять проект в мае, за месяц до его запуска, чтобы было время подумать и исправить.

В качестве описания мы использовали сокращенную версию готового синопсиса, я приставала ко всем попавшимся под руку друзьям, расспрашивая их о том, понятно ли им то, что там написано. Мы только вернулись из полугодовой поездки по Мексике и то, что нам казалось очевидным, могло быть абсолютно непонятно окружающим. Фотографии из общин у нас уже были, трейлер тоже был готов еще в мае. Его мы использовали в качестве видеопрезентации, несмотря на то, что, вроде как, принято, чтобы это было видео, где авторы лично рассказывают о проекте. Я до сих пор уверена, что видео с нашим участием только все испортило бы - мы совсем не умеем вести себя перед камерой и пришлось бы сделать миллион дублей, чтобы получилось хотя бы не полное говно. То есть в нашем случае видео ничем не отличается от фото - оно безлично. Вознаграждения придумали быстро (возможно, не самые лучшие), а вот с суммой и сроками помучались.

Бумстартер советует указывать сумму, минимально необходимую для реализации проекта. Но это не наш случай. Мы же все равно поехали бы продолжать съемки, вне зависимости от исхода кампании. Оставалось лишь примерно прикинуть сумму затрат и понять, сколько не хватает, чтобы снять качественнее. В первую очередь, не хватало на билеты, около 70 тысяч. Во вторую очередь - на издержки съемочного процесса, не позволяющие вести привычный довольно аскетичный образ жизни, и на дорогое, не жизненно-важное, но очень нужное для качественных съемок оборудование, как например чехол для подводной съемки, позволяющий снимать в любую погоду.

Составляя бюджет, мы учитывали и то, что на восстановление оборудования и покупку действительно необходимых вещей Олег заработает сам. И то, что на жизнь в Сан-Кристобале нам все время хватало денег со сдачи двух квартир в Вологде. То есть реально не хватало только на билет, на то, чтобы иметь возможность снимать больше в августе и на отсылку вознаграждений - это было оцененно в 30 тыс.

Так родилась сумма в 100 тыс. А потом куратор прислал мне письмо, где говорилось:

«мы удержим 5 + 5 + 13 = 23%.
Например, если вам необходима сумма в 100 000 руб, то заявить в проекте нужно 129900 руб примерно. Если вычесть 23%, то как раз будет 100 000 руб.»

Так 100 тыс. выросли до 130.

В сообщении куратора мелькает фраза «Не завышайте ее неоправданно, размер суммы должен соответствовать вашим возможностям в продвижении проекта». Непонятно, как эти возможности оценивать? Другие проекты в разделе док. кино собирали больше денег, при этом находились в нулевой стадии реализации.

Теперь мы знаем, что наши реальные возможности: 2-3 тыс. в день. Эта сумма,скорее всего, будет верна для любой команды из 2х человек, прежде не занимавшихся продвижением, собирающих средства на узкоспециализированную тему, при условии, что один из них тратит 40 часов в неделю на работу по проекту, а второй подключается по возможности.

Далее сроки.

На Бумстартере есть 2 опции:
  1. Собрать заявленную сумму в ограниченное количество дней - от 15 до 60
  2. Собирать заявленную сумму, пока не соберется
Соответственно, второй вариант нам не подходил: в Сан-Кристобале проблемы с интернетом и подписанный договор шел бы из Мексики до Москвы 2 месяца. Осталось выбрать количество дней. 30 дней - рекомендуемый срок. С момента запуска до момента отъезда у нас было всего 50 дней, поэтому больше 30 мы себе позволить не могли.

А вот опция собрать, сколько сможешь за заявленный период, гарантирующая получение денег, отсутствует, именно ее создатели Бумстартера у Кикстартера не переняли. Причины объясняют невнятно.

Уже после запуска проекта мы поняли, как можно добиться результата, как в этой самой несуществующей опции: нужно указать очень маленькую сумму, скажем, до 10 тысяч рублей. Это гарантирует успешность,а дальше все зависит от вложенных усилий.
А еще проекты лучше запускать в начале недели и стараться, чтобы заканчивались к пятнице. В выходные активности намного меньше.

Работа над проектом

Работа заключается исключительно в продвижении, в рекламе, то есть в рассылке сообщений и постинге. Кураторы активно помогают советами.

Первые советы по продвижению, полученные в день старта:

Несколько наших рекомендаций по продвижению проекта:
1. В первый день нужно сделать посты во всех сообществах где вы есть - фейсбук, вконтакте, уютубе, на своем сайте/блоге и т.д.
2. Посты о проекте рекомендуется делать каждые два-три дня. Это не обязательно должно быть что то связанное с проектом - можно обычную новость из жизни, но в конце поста обязательно ссылка на проект и небольшой текст типа "а у нас все еще продолжается эпопея на бумстартер, все кто не успел нас поддержать еще может это сделать!".
3. Посты должны быть с картинками - это больше привлекает внимание. Они должны быть нестандартными - не просто ссылка на проект, а какой то завлекающий текст, который интересно читать.
4. Хорошая тема для следующих постов - поблагодарить первых спонсоров которые поверили в проект и поддержали. В постах можно выкладывать различные фото из своего рабочего процесса, и т.д.
5. Нужно делать обновления в проекте, информация об обновлениях приходит спонсорам которые уже вас поддержали - они могут вспомнить о проекте и рассказать кому-нибудь, кто еще может вас поддержать. В обновлении также можно рассказывать интересные вещи из своей творческой жизни. Обновлениями можно поделиться, разместив их в блоге или в соцсетях.
6. Пишите личные сообщения всем друзьям вконтакте и фейсбуке - это очень эффективный инструмент. Но осторожно, за спам активность могут заблокировать. Не обязательно всем подряд писать, можно тем кто действительно может помочь. Если не помогут рублем - пусть хотя бы пост у себя в соцсетях сделают.
7. Расскажите о своем проекте на страницах сообществ в соцсетях, форумах тематических, и т.д.
8. Если есть связи с прессой, блогерами, владельцами посещаемых страниц в соцсетях - это будет большим плюсом, можно их попросить написать о проекте. Если нет - то все равно можно попросить (а вдруг согласятся).

После запуска проекта у нас вдруг появился второй куратор, специализирующийся на продвижении. От него я получила вдохновляющее письмо с примерами и рекомендациями по первому этапу.

Поздравляю с запуском https://boomstarter.ru/projects/mexica/semka_filma_dlya_nas_-_nichego! Одной публикации, как Вы понимаете, недостаточно, поэтому призываю к активной работе. Во вложении 3 файла (пошаговая инструкция на каждый день, правила продвижения с примерами, образец пресс-релиза).
Старайтесь максимально быстро придать проекту стартовый импульс, помните о том, что когда люди видят, что Ваш проект уже поддерживают, у них возникает «цепная реакция». Отнеситесь к продвижению своего проекта серьезно, так как успешный и неуспешный проект всегда сопряжен с репутационным моментом.
Настройтесь на волну краудфандинга, прочитайте статью Романа Саблина (330 тыс, 471 спонсор): http://boomstarter.ru/blog/74 и пост Юлии Симаковой, автора кинопроекта https://boomstarter.ru/blog/86.В нашем блоге Вы найдете еще несколько описаний того, как авторы занимались проведением краудфандинг-кампаний.
Могу привести в пример ребят из группы Cloud Atlas https://boomstarter.ru/projects/15756/cloud_atlas_zapis_pervogo_alboma (которые на момент запуска проекта не имели еще слушателя). Изучите их группу ВК (http://vk.com/wearecloudatlas , придется сильно пролистать вниз).
Не рассчитывайте на один постинг в группах в соц сетях! Я недавно проводила интервью с автором успешного проекта https://boomstarter.ru/projects/back-art/molchanie_v_rifmu_vdvoyom , с Анной Кельчевской, режиссером проекта, Она поделилась своим опытом, и говорила, что личные сообщения - пожалуй, единственное, что работает. Я ее спросила "Вас блокировали?". Она сказала, что "нет". И это связано с тем, что она ни одного похожего письма не отправила. Сначала отправляла нейтральное сообщение, чтобы завязался диалог, тогда человек понимает, что это не спам-машина, что это обращение живого человека. Роман Саблин отправлял по 20-50 личных сообщений в день. Обработайте все френдлисты. Возможно, будут скептики, но они же потом говорят «Какие Вы молодцы! Я знал, что у вас получится!». Так что не обращайте на них внимания.
На всякий случай сообщаю: мы принимаем платежи со всего мира (карты Mastercard и Visa).
По всем вопросам, пожалуйста, обращайтесь. Жду обратной связи.
Посмотреть вложения (документы загружены Вконтакте): описание работ на каждый день, образец пресс-релиза, продвижение с примерами.

Первая неделя

Мы старались по мере возможностей следовать всем рекоммендациям. Начинать нужно было с личных сообщений друзьям. Я отправляла в день штук 20 сообщений новым получателям, Олег - сколько успевал после работы. Он тогда придумал замечательную фразу: «это не спам - это краудфандинг». Мы не могли себе представить, что будем отправлять сообщения с одним и тем же текстом и, соответственно, не делали этого. Например, я всегда меняла текст в зависимости от того, насколько хорошо получатель знаком со мной, с Олегом и его работой, и насколько он понимает, что такое краудфандинг. Это занимает много времени.

«Старайтесь максимально быстро придать проекту стартовый импульс, помните о том, что когда люди видят, что Ваш проект уже поддерживают, у них возникает «цепная реакция»» - это мы пытались донести до наших самых близких друзей.



Но, знаете, не вышло что-то... После первой недели, когда проект должен был набрать уже 20% у нас было не больше 8%. Самые близкие в настоящее время друзья не помогли совсем, лишь парочка скинулась по 50 руб. Большинство тех, кому мы рассказывали о проекте при встрече, просто не стало заморачиваться. Зато не подвели друзья не столь близкие сейчас, но давние.

Например, Галя, которая находится в Перу, из-за чего мы не виделись уже 2 года, не только скинулась, но и нарисовала нам флаер, хоть и по моей просьбе, но гораздо интереснее, чем я представляла. Флаер поступил в наш арсенал 20 июня.



Также в первую неделю мы провели первую «встречу с путешественниками» в СПб, которая принесла нам примерно 3х спонсоров.

Вторая неделя

Стало понятно, что для того, чтобы собрать необходимую сумму, нужно приложить сверхусилие, что это почти невозможно с существующими темпами.

Друзья почти не реагировали на сообщения, я постепенно приходила в отчаяние.. Пора уже было рассылать пресс-релизы по СМИ и группам в соцсетях, а к концу недели мы едва дотягивали до 11%. От отчаяния я написала куратору слезное сообщение.

«Следуем Вашим советам по мере возможности.. Нам сложно, мы не спаммеры и не болтуны, разные сообщения мы пишем очень долго. В итоге движемся медленнее, чем хотели бы. Но я все равно пишу пресс-релиз, попробую отправить разным СМИ, посмотрим, что получится из этого.

Боевой дух подводит. Кажется, что кроме друзей, которые нас лично знают, никому не интересно. Скажите мне, пожалуйста, что-нибудь приободряющее. Например, что если я разошлю пресс-релизы правильно, то тут-то нас и незнакомые люди заметят! Я очень надеюсь, что это произойдет когда-нибудь...»

В ответ я действительно получила приободряющие слова, а также ряд рекомендаций по стратегии продвижения, причем конкретно для нашего случая, не общие, и предложение публикации на snimifilm.ru. А потом еще и проектом дня сделали. Стало полегче.



А 26 июня прошла вторая лекция, где я отдувалась за двоих, в Вологде. Она, пожалуй, также принесла несколько новых спонсоров, хотя я, как водится, вспомнила о проекте только когда люди уже начали расходиться.

Третья неделя

Я начала рассылать пресс-релизы. Ни одно крупное СМИ о путешествиях и географии не ответило, так же загасились СМИ типа Дождя и Слона, все эзотерические группы про майя и всякие турфирмы. Но в то же время мы нашли единомышленников в Вконтакте и просто в сети. Ими стали:
Неделя вообще выдалась веселая. О нас все же многие написали, откликнулись некоторые весьма многочисленные группы, посвященные кино. Мы наконец-то перевалили за 20%! Случилось это в районе 1 июля. Вот пришло время показать вам первый график:



Как видно, не знакомые нам до проекта спонсоры начали наконец превосходить по количеству наших друзей за 3 дня до 1 июля. Наконец-то проект зажил своей жизнью!

Финишная прямая

В последнюю неделю у нас начали появляться так называемые продюсеры. Первым увековечить имя своей компании в титрах захотел наш школьный друг, которого мы уже 10 лет не видели. Вот, оказывается, что имели ввиду кураторы, когда писали «помощь может прийти оттуда, откуда вы ее не ожидали».

6 июля мы провели лекцию в Москве в хорошем магазине Циолковский (сеть книжных Фаланстер). За нее и за все остальное хорошее отдельное спасибо Ире - единственный человек, не знакомый с нами лично и так много сделавший для фильма.

За три дня до окончания кампании о нас написали в журнале Афиша, в материале «Появится ли в России независимое народное кино?». В статье мы появляемся между фильмом "28 панфиловцев", самым успешным за всю историю Бумстартера (собрал почти 3 млн за 3 недели), и фильмом "Территория Джа" с Дмитрием Нагиевым, Еленой Берковой и другими звездами.Приятно, что сами нас нашли, видимо решили разбавить звезд скромными документалистами.

Потом я преодолела остатки стеснительности и попросила Антона Кротова a_krotov замолвить за нас словечко своим читателям. Он не отказался и тут же у нас появился первый генеральный продюсер - тоже блоггер, Тамми Танука tammytanuka. Это все произошло за 2 дня до окончания кампании.

Также в последние дни многие воспользовались предложенным нами методом поддержки без регистрации. Около 5 человек кинуло на телефон Олега деньги общей суммой около 3 тыс. Их мы положили на Бумстартер сами.

И уже в последние сутки мы вспомнили еще об одном возможном спонсоре, тоже бывшем однокласснике, который ранее писал, что скинется только за рекламу его фирмы. Почему-то раньше мы и не догадались предложить ему звание продюсера. А он не стал отказываться.

Таким вот образом за последние 4 дня мы собрали половину от 85 тыс.

Результат

Последние 3 часа кампании были одними из самых напряженных в моей жизни. Докинуть тоже не так-то просто оказалось. Во-первых, на Бумстартере есть ограничения платежей: не более 15 тыс. за один раз и не более 30 тыс. за день. Разумеется, это с одного аккаунта. Во-вторых, у нас не проходили платежи с некоторых карт (точнее с 2х), и все остальные способы тоже работали нестабильно или не позволяли положить крупную сумму.

За 10 минут до окончания проекта мы судорожно пытались успеть внести последние 7 тыс. Ничего не получалось... И тут (слава Богам!) нам позвонил еще один наш одноклассник (не имеющий отношения к первым двум, с ним мы тоже 10 лет уже не виделись) и предложил помочь. У него все вышло быстро и за 5 минут до окончания нужная сумма была собрана. Уффф!

Итак, главный вопрос: что мы потеряли, внеся треть суммы самостоятельно?
  1. Переплатили около 4,5 тыс. комиссии Бумстартеру и платежным системам
  2. Переплатили около 5 тыс. налога ндфл
  3. Заплатили проценты за переводы - около 2 тыс.
  4. Потеряли «очки репутации» (так выражаются кураторы Бумстартера), так как не смогли адекватно оценить свои возможности продвижения.
  5. Нервы
Также дополнительный расход - экспресс-почта СПб-Мск, обошлась нам в 400 р.

Итого: мы получили на руки 55 тыс.рублей «чистыми». Теперь наш моральный долг - найти 2 билета в Мексику за эту стоимость. Пока таких нет, но есть надежда на Трансаэро.

Еще 5 тыс. мы потратим на отсылку вознаграждений.

А теперь немного статистики для тех, кто еще не перегружен информацией

Итак, за 30 дней кампании мы собрали около 85 тыс. рублей. Не могу сказать точнее, так как Бумстартер не показывает полную историю, а на почту приходят не все уведомления.

Чтобы достичь этой цели, мы отправили около 500 сообщений друзьям в Вконтакте, Фейсбуке, контактам в Gmail, около 100 сообщений СМИ и тематическим сообществам. В итоге нашими спонсорами стали 123 человека, включая незарегистрировавшихся на Бумстартере.

Общая сумма взносов в день:



График отражает реально собранные деньги, без тех, что мы докинули сами. Желтым цветом отмечены выходные. Как видно, провальные дни.

Вознаграждения были выбраны следующим образом:

50р. - выбрали 24 спонсора
199р. - 26 спонсоров
299р. - 16
499р. - 27
999р. - 27
4 999р. - 2
9 999р. - 1

25% спонсоров скинули больше суммы выбранного вознаграждения, накинув от 27 до 3000 рублей.

А эта диаграмма показывает, какую часть финальной суммы составили взносы, пришедшие от разных типов вознаграждений.



Знакомые и незнакомые спонсоры распределились приблизительно поровну, знакомые внесли немногим больше половины собраной суммы.

Половина от суммы была собрана в последние 4 дня кампании!

Это, пожалуй, все интересное из нашего опыта. Задавайте вопросы!

краудфандинг, сапатисты, бумстартер, продвижение

Previous post Next post
Up