Сан-Кристобаль де лас Касас - столица Чиапаса, аграрного и майянского штата Мексики.
Вокруг колониального города, в горах, расположилось несколько муниципалитетов, включающие в себя деревни несколькоих народов майя, а именно: цоциль и цельталь. У каждого свой язык, с диалектами, и своя традиционная одежда (ее было замечено примерн 4 разновидности), которую местные жители еще не успели променять на китайский ширпотреб.
Конечно, все эти традиции умело продаются туристам, как на рынках, так и просто на улицах города. Что приятно: цены низкие (возможно даже слишком), а торговцы ненавязчивые. Возможно, это потому что американцы в Чиапасе (а особенно в Сан-Кристобале) - нечастые гости и еще не успели испортить деньгами местных жителей.
Почему не приезжают американцы? Скорее всего, буржуазное общество просто боится деревенских анархистов-сепаратистов, которых здесь называют "сапатисты". Zapatistos, в дословном переводе "ботиночники", борются за автономию майянских деревень - communidades (коммун).
Сапатисы вышли из джунглей в 1994 году и с тех пор стали символом штата. На рынках, среди расшитых сумок, фенечек и пледов легко найти куклы Маркоса в виде брелка и пасамонтаны (так здесь называют балаклавы); на стенах частенько можно увидеть граффити "EZLN" и символ одноименной организации революционеров - красную звезду на черном фоне.
Несколькими годами раньше в деревнях стали появлятся гажданские организации. Например, муниципалитет Ченальо объединяет организация "Las obejas", что значит "пчелы". В нее входят 28 коммун народа цоциль (что, кстати, означает "люди летучей мыши"), которые выбирают представителей в совет старейшин, чьи действия, в свою очередь, координирует Президент. "Пчелы" фактически занимаются контактами с госструктурами Мексики и поддерживают автономию.
При наличии таких ресурсов, как вода и плодородная земля, довольно просто не зависеть от государства (хотя это все извинения). Но от необходимости платить все равно избавиться сложно.
К сожалению, аграрные территории зачастую оказываются самыми бедными, не смотря на то, что именно они снабжают продовольствием всю страну. И Чиапас не стал исключением.
Бедность здесь - это не голод и не отсутствие одежды, а отсутствие дома. Зимой температура может опускаться до 5 градусов. Прибавьте влажность горного воздуха и поймете, что здесь может становиться весьма некомфортно без бетонного дома.
Еще бедность выражается в отсутствии образования. Многие не идут учиться, потому не говорят по-испански. Хотя надо заметить, что это не мешает развиваться на местном уровне. Так, глава женского ремесленного кооператива, в котором работают 103 женщины, не говорит на испанском. Для этого есть молодые девушки, работающие в магазинах.
Если говорить о языке, то на улицах чаще всего слышна смесь родного и испанского языка, причем родной преобладает. Здесь часто говорят "porfa" (сокращенное "por favor", "пожалуйста") и никогда не говорят "chao".
Одним словом, традиционный аграрный штат, где люди знают, чем богаты и какие есть проблемы. Неторопясь, они ищут решения, приспосабливатся к меняющемося миру, стараясь сохранить историю и индивидуальность.