Открытие человека в Античности

Dec 29, 2015 21:05

До софистов древнегреческие мыслители занимались проблемами физиса и космоса, софисты первыми сместили философскую рефлексию на проблему человека.
К тому времени (V век до н. э.), благодаря развитию ремесел и торговли, во многих городах-полисах Древней Греции, власть из рук родовой аристократии все более переходила в руки демоса, шел рост числа метеков. На первый план вышли вопросы политической борьбы за власть. Одновременно и закономерно, это привело к кризису «arete» - старой античной родовой добродетели, в том числе, и в среде самой старой аристократии - достаточно вспомнить «подвиги» Алкивиада.
Именно софисты первыми провозгласили идею о том, что добродетель не дается человеку от рождения и в силу следования традициям, а есть результат обучения и воспитания. Они провозгласили свободу духа и мысли в противовес соблюдению обычаев и традиций. Антифонт: «Мы восхищаемся и почитаем тех, кто благороден от рождения, но тех, кто неясного происхождения, мы не уважаем, не почитаем, относясь к последним как к варварам, но ведь по природе своей мы абсолютно равны, и греки, и варвары».
Наиболее известным из первых софистов был Протагор, с его знаменитым: «человек есть мера всех вещей…», - чем было поставлено под сомнение существование «aletheia» -абсолютной, независящей от человека истины.
Софисты подготовили появление Сократа. От него не осталось сочинений, но суть его учения можно все же восстановить по его ученикам и последователям.
Какой мудрости искал Сократ?
Мудрости о человеке.
«По правде сказать афиняне, мной не руководит ничто другое, как если только искание мудрости. И что же это за мудрость? Это в точном смысле мудрость человеческая, относительно такого знания я, возможно, и мудрец».
Если философы-натуралисты пытались найти решение проблемы: что такое природа и последняя реальность вещей, то Сократ занимался проблемой: что есть сущность человека, какова его природа и последняя реальность?
По Сократу, это душа («psyche») - я сознающее, а высшая цель - взращивание души. «…не о теле вашем должны вы заботится, ни о богатстве, ни о какой другой вещи прежде чем о душе, которая должна стать лучшей и благороднейшей; ведь не от богатства рождается добродетель, а из добродетели богатство и все прочее, что есть благо для людей, как для каждого по отдельности, так и для государства» («Апология»).
Отсюда императив: познай себя. Себя, а не физис и не космос.

философия, античность, человеческая природа, душа, человек, древние греки

Previous post Next post
Up