Философия религии в широком смысле - это совокупность разнородных философских построений по отношению к такому явлению, как Религия, суждений о ее природе, предмете и функции, значении и смысле как для индивида, так и для общества. Она фиксирует и анализирует ту религиозную ситуацию, которая имеет место в то или иное историческое время, выявляет ее связи с комплексом других социальных явлений, то есть объясняет ее.
Поскольку любая философия представляет собой в большей или меньшей степени связную систему взглядов на мироздание, то отношение к Религии (в явной или скрытой форме) всегда присутствует в каждой философской системе. А то, как это реализуется в той или иной Философской системе, является Философией религии в узком смысле этого слова - Философией религии того или иного философа. Относительно самостоятельное значение имеет Философская теология.
В идеале (насколько это возможно) Философия должна стремится к максимально непредвзятому анализу такого феномена, как Религия, то есть исходно не носить апологический или ниспровергающий характер, а приближаться тем самым к Научному религиоведению, выступая, с одной стороны, ее фундаментом, а с другой, служить ее обобщающим завершением и итогом.
Но прежде всего необходимо беспристрастно оценить, какова религиозная ситуация в наши дни? Ведь от этого зависит и актуальность самой Философии религии.
Что характерно для Религиозной ситуации наших дней?
Во-первых, это общий кризис Религии, а, во-вторых, мировоззренческий (в том числе и религиозный) плюрализм эпохи постмодерна.
Религиозный кризис выражается прежде всего в так называемом «кризисе церковности» - падении количества прихожан и посещаемости церквей, забвении и невыполнении религиозных ритуалов и обрядов, сокращении количества священнослужителей. Впрочем, этот факт может быть использован, например, христианскими конфессиями для сплочения рядов оставшихся приверженцев, служа свидетельством приближающегося «Конца света».
С другой стороны, является фактом, что все-таки подавляющая масса людей и в наши дни склонна к Религиозному мировосприятию, и даже в странах, где долгое время господствовал официально насаждаемый атеизм, традиционные религии выжили, а сейчас даже укрепляют свои позиции. Время от времени в разных местах земного шара появляются новые, нетрадиционные культы, а люди неверующие, атеисты составляют значительное меньшинство человечества. Причем, для многих людей характерна своеобразная раздвоенность, практицизм или даже житейский цинизм уживаются у них с верой в сверхъестественные силы, научные занятия с верой в Бога, атеизм соседствует с разнообразными предрассудками, верой в приметы, в сглаз, в порчу, экстрасенсорику и прочие паранормальные явления. Что дает право религиоведам утверждать, что кризис затронул в основном традиционные христианские конфессии Запада, где наряду с ослаблением их позиций наблюдается роль альтернативных религиозных и квазирелигиозных течений. Появились и пока не собираются исчезать нетрадиционные, религиозные верования: теософия, антропософия, спиритизм, разнообразные оккультные течения. В наше время процветают такие лженауки как астрология, уфология, парапсихология. Цивилизованные страны переживают нашествие экстрасенсов, а сообщения о появлениях Неопознанных летающих объектов стали повседневностью. А на Востоке (Южная Корея, отчасти Япония) наблюдается даже укрепление позиций Христианства.
Поэтому, говоря о «Кризисе религии», мы должны отдавать себе отчет, что он представляет собой «Кризис религиозности у современного западного человека», живущего в условиях определенного типа культуры. У кого-то этот кризис является результатом их осознанного, обоснованного (в том числе и рационально) выбора, а у кого-то связан с общей атмосферой их социальной среды и не носит явно артикулированного характера, проявляясь в основном в ослаблении «религиозного импульса» при детерминации их поведения, и выражается в равнодушии к сфере традиционной религиозности, что иногда сопровождается ростом интереса к паранормальным явлениям, уфологии и прочим новомодным увлечениям. Вплоть до того, что «вера в Бога» замещается на «веру в Науку», отношение к которой приобретает сакральный и иррациональный характер, хотя сама Наука и развивается на нерелигиозной основе.
Поэтому Философия религия весьма актуальная дисциплина для всех, кто хочет выстраивать свои отношения с миром на основе разума и философского критицизма.