Динамика религиозности Россиян (1989-2012)

Sep 26, 2014 19:11

Анализ религиозности населения, основанный на данных многолетних опросов Отдела стратегических социальных и социально-политических исследований ИСПИ РАН, Фонда Общественное Мнение, трех всероссийских исследованиях религиозности населения Отдела социологии религии ИСПИ РАН выявляет следующие тенденции: Православие - одно из базисных оснований самоидентификации (65% россиян). При этом часть неверующих респондентов и «верящих не в Бога, а в другие сверхъестественные силы» также идентифицируют себя как православных. И если говорить о культурной самоидентификации респондентов, то с православной культурой себя идентифицируют более 70% всех опрошенных. Доля верующих респондентов продолжает расти, доля неверующих снижается, а православие остается базовым основанием самоидентификации россиян. Ислам является второй по количеству последователей религией в РФ (5%). Религия является важной для большинства россиян. Церковь продолжает пользоваться относительно высоким доверием россиян, занимая второе место в предложенном списке государственных и общественных институтов, однако возросший уровень не доверяющих Церкви респондентов свидетельствует о том, что кредит высокого доверия близок к исчерпанию. Доля респондентов, которые достаточно активно участвуют в жизни религиозных организаций, составляет около 30%, при этом постоянно участвуют 8% опрошенных. Показатели, характеризующие религиозное сознание, остаются невысокими, что говорит о том, что значительная часть респондентов, идентифицирующих себя как верующие, на самом деле плохо представляют себе то, во что они верят, и, видимо, поэтому догматы вероучения мало влияют на их жизненные цели и установки. Показатели религиозного поведения православных за последние 7 лет изменились незначительно. Можно констатировать лишь снижение доли респондентов, которые никогда не были в храме, никогда не причащались и не молились. Единственное относительно значимое изменение произошло в численности респондентов, которые причащаются - их стало несколько больше. И поскольку этот показатель религиозной жизни является чрезвычайно важным, можно сказать, что некоторое увеличение воцерковленности православных все-таки происходят. На основании анализа показателей религиозного поведения и сознания, а также участия в жизни религиозных организаций, мы считаем, что можно говорить о том, что в России сформировалось «ядро верующего» в религиозном населении с высокими показателями религиозного поведения и участия в религиозной жизни. Это «ЯДРО» составляет около 10-15% населения (из них не менее 10% - православные, остальные мусульмане и представители других конфессий). Вокруг этого ядра сформировалась «периферия» религиозного населения, которая составляет около 30-35%. Из них более 30% православные, остальные мусульмане и представители других конфессий). Это группа людей у которых показатели религиозного поведения несколько ниже, но их жизнь, тем ни менее, связана с религиозными общинами и приходами, они верят в бессмертие души и считают религию важной частью своей жизни. Остальную группу респондентов, определивших себя как православных и мусульман, можно определить как культурных православных и мусульман. Для этих религиозных людей религия - это способ культурной самоидентификации, который мало сказывается на их образе жизни. Скорее религия - это некий символ, а не основа их мировоззрения.

http://q99.it/qHN8ZQo
Синелина Ю.Ю. Динамика религиозности Россиян (1989-2012) | Религиозная Жизнь

религия, Россия, религиоведение, атеизм

Previous post Next post
Up