Leave a comment

evgeniirudnyi April 19 2014, 13:15:19 UTC
Я недавно наткнулся на доклад Б. М. Гессена «Социально-экономические корни механики Ньютона», сделанный на втором Международном конгрессе по истории науки и техники в Лондоне (1931). Как оказалось он сейчас популярен в современной истории науки.

Вот как сам Гессен выразил альтернативы при рассмотрении истории науки.

Буржуазный подход:

«Появление Ньютона рассматривается, таким образом, как милость божественного провидения, а мощный толчок, который его работы сообщили развитию науки и техники,- как результат его личной гениальной одаренности.»

Наш советский пролетарский подход:

«Наша задача будет состоять в том, чтобы применить метод диалектического материализма и концепцию исторического процесса, созданную Марксом, к анализу генезиса и развития работ Ньютона в связи с той эпохой, в которую он жил и работал.»

Сейчас у западных историков науки наш подход идет под именем экстернализм.

А вот вам пожалуйста Ньютон с точки зрени нейрофизиологии. Цитаты из Майкл Газзанига, Кто командует? Свобода воли и наука о мозге.

«В текущей деятельности, интерпретатор [в мозгу] всегда имеет дело с изменяющимися сигналами с участков мозга, где происходят возбуждения. Сидя под яблоней, Исаак Ньютон предавался той самой человеческой черте постоянно искать объяснения и причины вещей. Он спросил себя: ‘Почему яблоко падает вниз? Хм-м … Ничто его не толкнуло. Почему оно не движется вверх?’ Ньютон участвовал в двух разных типах обработки, связанных с причинностью, и мы уже нашли, что один вид происходит в правом полушарии, а другой в левом.»

«Поэтому, когда Ньютон заметил, что яблоко упало, но не усмотрел при этом никакого взаимодействия, которое вызвало падение, он использовал свое правое полушарие. Для других животных это было бы концом истории. Но для Ньютона такое было не достаточно. Он решил использовать каузальные выводы и применеть логические правила, которые, как вы уже догадались, входят в сферу компетенции левого полушария.»

Reply


Leave a comment

Up