Что есть Россия и россияне?

Apr 17, 2014 11:15

Статья крайне антироссийская - патриотам и неисправимым оптимистам лучше не читать. Понятно, что она написана из желания оправдать свою жизненную позицию, свой выбор. Но если у кого есть аргументированные возражения, интересно было бы услышать.
Даю с небольшими сокращениями.
Read more... )

русские, социология, Россия, русский менталитет, социум

Leave a comment

freesopher April 17 2014, 08:16:14 UTC
Вот только про русскую культуру ничего не сказано, как такие люди, создали такие шедевры?

Reply

jdudzik April 17 2014, 08:27:49 UTC
Разгадка очень простая.

Нестеренко живёт в параноидальной реальности (судя по его выходкам ещё фидошных времён, он параноик и по жизни). Отсюда его убеждённость, что вокруг враги (русские, жыды, американцы - не суть важно) и что бороться с ними нужно вообще любыми способами. Поэтому обсуждать его домыслы - это как обсуждать с шизофреником, почему у картинки может быть головная боль.

Впридачу, он интеллигент. А значит, умеет излагать свою паранойю не просто в виде бреда, а в виде политической агитации. Но это не делает его бред "наукой" или "социологией".

Например, очень хорошо видно, что все представления о "Западе", "Корейском и Сингапурском экономическом чуде" и "Российской Империи" он получил из Голливуда и "демократической публицистики". Вот и рассуждает о них с позиции своей фантазии. А фантастические объекты обладают фантастическими свойствами.

Reply

freesopher April 17 2014, 11:25:30 UTC
А на Ваш взгляд, какие не фантастические, а реальные свойства у российской ментальности? Что отличает россиян от прочих народов?

Reply

jdudzik April 17 2014, 11:50:27 UTC
Я считаю, что рассуждать о "российской ментальности" - как рассуждать о треугольных яблонях или однокомнатных бананах.

То есть мы берём слово "российский", присобачиваем к нему очень специфический социологический термин "менталитет" (который вообще скорее о профессиональных группах и деформациях) и начинаем рассуждать об этой вещи. Которой скорее всего просто нет.

Например, можно измерить и записать, какие качества типичны для российского чиновника или интеллигента, что в России делать не принято и т.п. Но это будет не менталитет. Это будут общественные соглашения, которые постоянно меняются. А менталитета не будет нигде.

Reply

evgeniirudnyi April 17 2014, 19:29:34 UTC
Я недавно читал про Византию и похоже, что черты русской ментальности в определенной степени можно найти там ( ... )

Reply

freesopher April 17 2014, 19:32:58 UTC
Да, обычно ссылаются на Византию, но плюсуют к ней Орду.

Reply

jdudzik April 18 2014, 06:38:47 UTC
> им не нужно было учить не древнегреческий

Греческий учили - без него было невозможно вести дела с Константинополем. Образование для высших иерархов, перевод богослужебных книг и прочее - это без языка не работает.

В XVII веке научная революция даже в большой Европе была ограничена довольно узким треугольником Англия-Франция-Нидерланды. Ни в Испании, ни в Италии бума не наблюдалось.

Reply

evgeniirudnyi April 18 2014, 08:59:43 UTC
"В XVII веке научная революция даже в большой Европе была ограничена довольно узким треугольником Англия-Франция-Нидерланды. Ни в Испании, ни в Италии бума не наблюдалось."

Как по вашему мнению, где жили Галилей, Кеплер, Лейбниц?

Reply

freesopher April 18 2014, 09:14:42 UTC
:) Вот и я ему об этом написал - там был определенный идейно-духовный ареал.

Reply

freesopher April 18 2014, 09:08:29 UTC
"Ни в Испании, ни в Италии"
----
Италия хорошо к этому руку приложила, но раньше, потом сдала позиции и княжества Германской империи в этом тоже поучаствовали. Испания - да - научное захолустье. Тем не менее, это был один и тот же духовный ареал, там процессы шли с разной интенсивность и долгое время, внося разный вклад - я бы не сводил все к 17 веку. Коперник, например, в Польше обитал - самая восточная окраина тогдашней Европы.

Reply

evgeniirudnyi April 18 2014, 09:45:38 UTC
"Испания - да - научное захолустье."

Я бы не согласился. В семнадцатом веке там были интересные работы схоластов, которые потом просто позабыли. Тем не менее сейчас к ним возвращаются. Например в кинге Джона Диля (John Deely) "Четыре эпохи понимания" эпоха схоластов (латинская эпоха)заканчивается описанием философии знака в работах испанского схоласта Пуансо (John Poinsot) в разделе под названием Путь, по которому не пошли (The Road not Taken). По мнению Джона Диля основатели современной философии просто пошли по неправильному пути и следует вернуться обратно к работам Пуансо.

Reply

freesopher April 18 2014, 09:47:46 UTC
Самое интересное, что об этом я думал, когда писал свой коммент, но потом решил, что это несколько выходит за предмет "научной революции".

Reply

evgeniirudnyi April 18 2014, 09:53:59 UTC
По этому поводу могу предложить ехидное сравнение Диля современной философии с мистером Хайдом в произведении Стивенсона "Странная история доктора Джекила и мистера Хайда". Галилей и другие ученые играют роль доктора Джекила, который стремится улучшить жизнь людей. Всякие философы как Декарт, Локк и др. с другой стороны играют роль мистера Хайда, что уже приводит к тому, что все получается как всегда.

При этом не надо забывать, что мистер Хайд и мистер Джекил сосуществуют в одном человеке. Когда ученые говорят про науку - они как мистер Джекил. Когда же они переходят к философским проблемам (например свобода воли), то они превращаются в мистера Хайда.

Reply

jdudzik April 18 2014, 10:23:21 UTC
Речь шла о научной революции XVII века.

Галилей и Кеплер жили раньше, Лейбниц - намного позже.

Reply

freesopher April 18 2014, 11:52:34 UTC
"Речь шла о научной революции XVII века"
----
:) Как я написал Вам чуть выше: "я бы не сводил все к 17 веку".

Reply

freesopher April 18 2014, 11:54:41 UTC
"Согласно традиционным представлениям революция в науке началась в Европе ближе к концу эпохи Возрождения и продолжалась вплоть до конца XVIII века, повлияв на такие интеллектуальные движения, как эпоха Просвещения. В то время как нет однозначного мнения по поводу точных сроков данного периода, публикация в 1543 книги Николая Коперника О вращении небесных сфер и Андреаса Везалия О строении человеческого тела (в тот же год) обычно упоминаются как события, положившие начало научной революции".

Reply


Leave a comment

Up