Дискретность или Непрерывность Ментального

Sep 09, 2007 08:13

Из письма Малиновскому Л.Г. freephil@googlegroups.com

> В настоящее время в связи с уточненными представлениями о свойствах органов чувств можно считать, что они поставляют мышлению дискретную и конечную информацию. В ходу также кибернетическая аналогия "мышление - работа ЭВМ с конечной памятью".

Рассмотрение мозга, как своеобразного биологического компьютера, весьма модно в настоящее время. При данном подходе психические явления рассматриваются как процессы сбора и переработки информации мозгом с целью установления ее достоверности, нахождения принципиально нового знания и получения соответствующих директив поведения. Это так называемый информационный подход к психике.
Но если информация - это мера неоднородности, а, например, сенсорный анализатор - это сравнивающее устройство, который выявляет эту меру неоднородности окружающей среды, то информацию можно определить в наиболее абстрактном виде как некую разницу, производящую разницу, которая прямо не усматривалась в исходной ситуации, но косвенно содержится в ней. Как в свое время заметил Анаксагор: «явление есть видение невидимого».
Если отталкиваться от подобных представлений, то психика человека представляет собой совокупность неких дискретных информационных процессов. Однако некоторые исследователи до сих пор рассматривают психику не как процесс переработки информации, а как непрерывное, недизъюнктивное взаимодействие человека с объективным миром. Это идет еще со времен Декарта, который приписал мыслящей субстанции свойства быть внепространствоенной и, следовательно, непротяженной, а главное, непрерывной. Беда в том, что все это довольно сложно увязать с дискретностью процессов в нервной системе.
В дискретном процессе значимыми являются не все значения сигнала, а только некоторые, выделенные по определенному критерию состояния. Они выявляются, в частности, с помощью так называемых пороговых эффектов.
Именно их можно рассматривать в качестве объективных признаков дискретных процессов, так как именно эти свойства, в конечном счете, как раз и поддаются объективной проверке в ходе экспериментов.
В психофизиологических процессах, происходящих в нейронах, сплошь и рядом наблюдаются явления дискретного характера. Это, прежде всего, нервные импульсы, или потенциалы действия (так называемые спайки), которые распространяются вдоль нервных волокон. К тому же возникновение импульса на мембране самого нейрона происходит только при достижении электрическим потенциалом определенного порогового значения. В результате нейрон генерирует потенциал действия (спайк) - электрический разряд амплитудой около 125 мВ и длительностью 1 мс. Вот он - первичный элемент нервно-психической деятельности. Я уже не говорю о самих нейронах, которые есть дискретный элемент. С помощью спайков возбуждение передается от одной нервной клетке к другой или к управляемому ими органу. Для непосредственной передачи возбуждения на телах и отростках нейронов имеются специальные образования - синапсы.
Механизм передачи возбуждения в синапсах изучен довольно хорошо. Он имеет химическую природу и состоит из ряда дискретных фаз.
Следовательно, нейронные сети нашего мозга, а также импульсные нейронные процессы, связывающие их, по всем признакам отвечают требованиям дискретности. Следовательно, «ты» или «я», любое психическое явление есть некая сумма нейронов обменивающихся спайками - электрическими импульсами.
Но если исходить из принципа психофизиологического единства, то
связанные с нервными импульсами психические процессы следует так же признать дискретными, что, однако, противоречит концепции недизъюнктивности человеческой психики. Ведь психические процессы традиционно (еще со времен Декарта) и не беспочвенно считаются непрерывными. Но тогда непонятно, как дискретные физиологические процессы могут определять непрерывные психические?
Конечно, можно предположить, что деятельность нейрона не исчерпывается спайковой активностью. Но тогда, казалось бы, с необходимостью приходится делать вывод, что импульсная активность нейронов вообще не имеет отношения к психическим процессам, так как в противном случае невозможна их непрерывность. Более того, в этом случае открывается простор для разнообразных полевых спекуляций различных парапсихологов,
которые еще менее обоснованы, чем традиционные представления
академической науки. А крайнее представление - это признание наличия нематериальной души. Одним словом, прощай наука - привет религия или, в лучшем случае, паранаука.
Таким образом, концепция недизъюнктивности психики, имеющая влиятельных сторонников в среде психологов (можно в качестве примера, привести недавно трагично погибшего в Москве профессора Брушлинского) содержит внутреннее противоречие, имеющее форму парадокса между непрерывностью мыслительных психических процессов и дискретностью импульсной нейронной.

дискретность, нейрофизиология, ментальное, непрерывность, психика

Previous post Next post
Up