Оригинал взят у
minski_gaon в
Гегель и сиськи Моники Беллуччи Один из самых чернушных фильмов о красивых сиськах Моники Беллуччи -- фильм "Необратимость" (Irréversible) от Гаспара Ноэ. И, в то же время, этот фильм служит лучшей иллюстрацией философских идей Гегеля.
В фильме обратная последовательность событий -- от чудовищного и чернушного настоящего зритель движется в светлое прошлое героев. В настоящем -- месть в клубе для гомиков-извращенцев за изнасилование и изуродование Моники Беллуччи. Потом правда выясняется, что отомстили не тому, кто реально надругался над Моникой. Настоящий же злодей с восхищением наблюдал, как кромсают другого на глазах других пидорасов.
Затем мы переносимся в прошлое, где Моника Беллуччи влюблена в Венсана Касселя и они весело проводят время.
Заканчивается фильм и вовсе на эмоциональном подъеме -- точке отсчета, когда выясняется, что Моника Беллуччи беременна от Венсана Касселя. Она чувствует себя Мадонной. Она в парке. Вокруг играют дети. Жизнь чудесна и прекрасна. Моника читает Хайдеггера и думает о бытии.
В итоге просмотра всего сюжета становится понятно, что вся череда событий случилась по вине самих героев. Причем это вина всех, включая Монику. Герои совершают необратимые поступки. Отсюда и название фильма -- "Необратимость". Все происшедшее было в потенции в прошлом героев.
"А где же здесь Гегель?" -- спросите Вы. Во-первых, в этом рефлексивном движении в прошлое. По Гегелю, в своем мышлении я все время возвращаюсь в прошлое и чем больше я что-то осознал, тем далее я продвинулся в свое прошлое -- вплоть до точки старта. Во-вторых, Гегель один из очень немногих философов осознал феномен, который я называю "прагматической инфляцией". И именно этот феномен иллюстрирует фильм.
С позиции Платона, я могу все проанализировать a priori. Эта идея получила развитие в современной математике и логике. Там я ищу априорные решения для всего. Такие решения называются алгоритмами. Гегель же обратил внимание на очевидный факт -- априорных решений нет и быть не может, хотя бы потому, что любое мышление в процессе своей работы меняется само. Оно как бы разбухает и система его координат и оценок разительно меняются. Если представить шарик, который мы надуваем, то он может служить аналогией прагматической инфляции -- разбухания и роста энтропии нашего мышления в процессе его работы. Или иначе. В математике и логике рассуждения строятся априорно -- на основании аксиом. С позиции феномена прагматической инфляции в самом процессе рассуждения аксиомы меняются, они как бы выцветают и мне нужно все больше тратить сил на то, чтобы придумать другие аксиомы.
В психологии "прагматическая инфляция" иллюстрируется ростом перверсивности секса у тех, кто когда-то стал на путь сексуальных перверсий. Именно прагматическую инфляцию таких людей иллюстрирует фильм, говоря о насильнике Моники Беллуччи. Этот человек фактически уже является сексуальным маньяком и социопатом. Иначе он уже не способен ловить кайф от жизни. Другой пример -- когда человек начинает "садиться на шею", если ему предоставить нишу произвола. По фильму, именно это путь Венсана Касселя, который во всю пользуется любовью Моники Беллуччи и ведет себя как обнаглевший ребенок. Еще один пример -- агрессия и желание мести. Герои мстят, не разобравшись, вообще не тому человеку. Правда тот сам прошел все круги ада прагматической инфляции -- он ломает руку Венсану Касселю, чтобы тот не помешал ему его изнасиловать.
Фильм начинается с полного разложения. Кадр плывет. Камера дрожит. Невозможно сфокусироваться ни на чем. Прагматическая инфляция всех героев дошла до своего предела. Именно в этот момент мы умираем, когда прагматическая инфляция доходит до своих рамок. А начинается все в конце -- с Моники Беллуччи, читающей Хайдеггера и размышляющей о вечном...
И немного о хорошем -- я сейчас работаю над математической моделью расчета прагматической инфляции в прогнозировании поведения.