Моральное у Канта

Aug 16, 2013 09:47

"Добродетель", которая определяется ожиданиями каких-то для себя наград в будущей жизни (да еще и вечных!) корыстна, и не может быть признана моральной. То, что может быть признанно Моральным должно обладать, с одной стороны, абсолютной необходимостью и самодостаточностью, а с другой, быть совершенно свободным волеизъявлением. И, хотя Моральное тождественно Чистой воле, оно, тем не менее, выступает как Долг, более того, совпадает со всеобщей формой законодательства и безусловно ограничивает максимы поведения условием их общезначимости и самоцельности человечества в лице каждого индивида, при обязательном условии автономности его волеизъявления.
«…даже божественные законы, познаваемые мной только разумом, обязательны для меня лишь постольку, поскольку Я сам мог бы дать на них свое согласие (ибо единственно на основе закона свободы, устанавливаемого моим разумом, я составляю себе понятие о божественной воле)» («К вечному миру»).
Свобода человеческих поступков, по Канту, не отменяет их необходимости. Мораль дана человеку постольку, поскольку он одновременно является Разумным существом и принадлежит также Ноуменальному миру свободы. На практике Нравственность обнаруживает свою безусловность только в качестве внутреннего убеждения, образа мыслей, который имеет индивидуальный характер, но, тем не менее, Нравственное всеобще по своей сути.
Поэтому, Нравственное поведение, согласно Канту, должно определяться не частными, а общими интересами, точнее их совпадением. Иными словами, Чистое нравственное сознание независимо от Индивидуальных предпочтений и представляет собой, по существу, Общественное сознание, совпадает с Божественными установлениями, так как в идеале совпадет с ними. А загробное блаженство есть гарантия высшей справедливости, а не приводной ремень нравственного поведения, хотя последнее предполагает первое.

философия, мораль, Кант, добро, нравственность, Бог

Previous post Next post
Up