Инфантицид (детоубийство).

Mar 19, 2013 12:48

Мераб Мамардашвили как-то приводил пример невозможных в реальности состояний, которые, тем не менее, способны переживаться человеком и оказывать влияние на него. В числе прочего он приводил пример одного известного библейского персонажа, который по повелению Бога приготовился без всяких колебаний совершить жертвоприношение своего сына, но был остановлен свыше в последний момент. У меня такое ощущение, что уважаемый философ как-то уж слишком идеализировал реального человека. Инфантицид, чадоубийство, детоубийство - распространенные в человеческой практике явления.

Инфантицидом, как известно, называют умерщвление потомства, как правило, младенческого возраста. Такие случаи наблюдаются у различных животных, включая млекопитающих, в том числе и у стайных (к которым этологи относят и человека): грызунов, львов и приматов.
Считается, что детоубийство играет существенную роль в саморегуляции численности популяции, а также способом повышения репродуктивного успеха у самцов.
Возможные эволюционные выгоды от инфантицида:
1. захват ресурсов, вплоть до поедания убиенных;
2. устранение конкуренции, в том числе и для своих будущих потомков;
3. половой отбор - инфантицид выгоден самцам-детоубийцам, которые уничтожают потомство соперников, а самка, лишенная необходимости выкармливать детенышей, входит в состояние эструса (например, у шимпанзе, львов, бурых медведей, леммингов);
4. регуляция соотношения полов в помете;
5. снижение риска случайного «усыновления» чужих детенышей и лишних затрат энергии на их воспитание.

Факт преемственности базовых моделей социальных отношений у приматов и человека в научном сообществе на настоящий момент считается очевидным. Способность к самоузнаванию, целеполагание, долгосрочная память, способность предсказывать действия окружающих, постижение общих закономерностей социальных отношений в пределах группы, обман, сородичей и так далее - все эти базовые характеристики в зачаточном виде, отмечены у человекообразных обезьян: шимпанзе, бонобо, горилл, орангутанов, объединяемых современными систематиками в семейство гоминид, подсемейство гоминин. Они сделали возможным развитие сложных социальных отношений в сообществах наших далеких предков - первых представителей рода Homo.
Инфантицид является одной из важнейших репродуктивной стратегией у приматов. Инфантицид снижает итоговую приспособленность самок. Не удивительно, что самки приматов выработали специальные стратегии, препятствующие убийству детенышей самцами. У одних обезьян (например, у макаков и мартышек) самки демонстрируют исключительную сплоченность, коллективно защищая детенышей от самцов-пришельцев. У других (например, колобусов или лангуров) типичной реакцией на чужака является эмиграция самок и дробление группы на более мелкие. Не последнюю роль в защите от инфантицида играют стратегии, направленные на формирование постоянных связей самец-самка. Развитие устойчивых парных отношений, по-видимому, сыграло важнейшую роль в эволюции человеческого общества (не важно, являлись ли эти отношения моногамными или полигамными). Однако, само по себе наличие устойчивой связи самец-самка еще не обеспечивает защиты от инфантицида.
По-видимому, инфантицид продолжает практиковаться в качестве эффективной мужской репродуктивной стратегии и у современного человека. По данным В. Шивенховела, дети рожденные от внебрачных связей, или дети от прошлых браков оказываются более вероятными жертвами инфантицида в 15 из 39 традиционных обществ, практикующих этот обычай. Хотя в большинстве случаев убивают детей преимущественно женщины (в том числе и сами матери), не подлежит сомнению, что стороной, выносящей "смертельный приговор" и инициирующей данное поведение, являются именно мужчины или их кровные родственники. Данные по аче, современным охотникам-собирателям Парагвая, дают возможность заключить, что дети, не имеющие отца, имеют в 15 раз больше шансов погибнуть от инфнтицида в возрасте от двух до пятнадцати лет, чем их сверстники, имеющие отцов. В западных обществах, риск погибнуть в первые два года жизни усыновленных детей в 65 раз выше, по сравнению со сверстниками, живущими с двумя биологичекими родителями. Данные по современным человеческим обществам свидетельствуют о том, что инфантицид часто носит селективный характер: родители предпочитают иметь сыновей, а не дочерей. Если в семье уже имеется одна девочка, все последующие убиваются вскоре после рождения.
В древнем праве вследствие широкого объема родительской власти убийство родителями детей считалось менее наказуемым, чем простое убийство.
Характерен пример российского отечества. Так, по «Соборному уложению» царя Алексея Михайловича, устанавливалось суровые наказания для женщин, лишающих жизни своих незаконнорожденных детей, и менее суровые наказания в случае убийства собственных законных детей. Таких родителей за убийство детей предписывалось «посадить в тюрьму на год, а отсидев в тюрьме год - приходить им к церкви Божией объявлять тот свой грех всем людем вслух, а смертию отца и матери за сына или дочь не казнить».
В 1716 году Петр I принял Воинский устав, ставший важный вехой в истории законодательного противодействия детоубийствам в России. В соответствии с новым законом вводились одинаково жестокие наказания за убийства как внебрачных, так и законных детей.
Весьма часто детоубийство осуществлялось пассивным образом, путем умышленного оставления новорожденного без необходимой помощи.
Так Лев Толстой описывает инфантицид как вполне обычное для русских деревень явление. В романе «Воскресение» он пишет: «Незамужняя женщина… рожала каждый год, и, как это обыкновенно делается по деревням, ребенка крестили, и потом мать не кормила нежеланно появившегося, ненужного и мешавшего в работе ребенка, и он скоро умирал от голода…».
И в настоящее время не редки случаи нахождения в мусорных контейнерах и уединенных местах трупов младенцев, выброшенных своими матерями.
Общественным мнением это конечно осуждается, но такая практика имеет место.
Хотя, разумеется, для современного общества более характерна практика избавления не от уже родившегося ребенка, а от нежелательной беременности. Как известно, аборты широко приняты по причинам весьма далеким от медицинских показаний. Спекуляции на тему того, что плод и новорожденный - это принципиально разные существа, как правило, не выдерживают последовательной критики.
В моральном отношении не существует принципиальной разницы между плодом в утробе матери и новорожденным - они оба являются потенциальными личностями. И если аборт допустим, то и инфантицид логически допустим.
Пожалуй, единственной альтернативой аборту и инфантициду являются общественное воспитание отказных детей, а еще лучше - их усыновление, хотя и это не является практикой лишенной недостатков.
Самый лучший способ, естественно, предохранение от нежелательной беременности, но даже у этого, как известно, в современном обществе есть свои противники.

социальные практики, контрацепция, убийство, аборт, инфантицид, детоубийство, дети

Previous post Next post
Up