Dec 10, 2012 11:10
«Понятие фашизма вряд ли имеет строго-научный вид, поскольку история все-таки гуманитарная наука», olaff67.
Фашизм - социальное явление и проходит по ведомству социологии, понятно, что это не химия и не физика, но и социология как научная дисциплина имеет в своем арсенале достаточно средств для определение того или иного общественного явления.
Для Тоталитарных режимов (при всем их внешнем разнообразии) определяющим является следующая триада признаков:
в экономики - ее максимально возможная социализация в форме огосударствление;
в политике - диктат одной партии и ее лидера;
в культуре - идеологический террор и принуждение.
Обязательным компонентом является возникновение мифа о "врагах народа", "врагах нации" и тому подобные измышления.
В области идеологии Фашизм отличается от других тоталитарных социальных систем акцентом на идеологии национального государства, национальной солидарности, национального пафоса.
Как и в других тоталитарных системах, при Фашизме всегда есть принижение роли личности и возвеличение социальности, ее примат.
В свое время много на эту тему писал Николай Бердяев:
«И коммунизм, и фашизм, столь схожие между собой с точки зрения социальной морфологии, справедливо восстают против вырождения формальной свободы, означающей скептицизм, безверие и равнодушие к истине, но они не переходят к реальной свободе человека как целостного существа, как существа духовного, как производителя и как гражданина, они переходят к формальному и реальному отрицанию свободы. От угнетения человеческой личности, всякой человеческой личности, в капиталистическом хозяйстве, в буржуазном быте, в безличности и бесчеловечности государства и войны они переходят к угнетению же человеческой личности, унифицируя это угнетение и
распространяя его на всех. [«Судьба человека в современном мире», С. 60-61.]
«Между итальянским фашизмом и немецким национал-социализмом существует разница в стиле и символике. Итальянский фашизм основан на символе и мифе о государстве как высшем существе и верховной ценности, он хочет продолжать римскую традицию и иметь классический стиль. Фактически он гораздо лучше, гораздо менее тираничен, чем немецкий национал-социализм, хотя его обоготворение государства есть явное возвращение к язычеству. Немецкий национал-социализм основан на символе и мифе о расе как высшем существе и верховной ценности, он любит говорить о душе народа, о земле, о мистическом значении крови и имеет стиль романтический».
[«Судьба человека в современном мире», С. 62.]
«Фашизм есть один из предельных результатов демократии, обнаружение ее диалектики. Фашизм противопоставляет себя парламентской либеральной демократии, а не демократии вообще. Муссолини в своей книге о принципах фашизма решительно говорит, что фашизм есть демократия, но демократия авторитарная.
[«Судьба человека в современном мире», С. 64.]
«В коммунизме Маркса и в фашизме Муссолини конфликт личности и общества исчезает по тем же основаниям, это один и тот же тип с точки зрения социальной морфологии. Фашизм есть, конечно, новая и последовательная форма демократии, когда "народ" непосредственно овладевает государством и абсолютизирует его как выражение своей собственной сущности. Фашизм противоположен не столько демократии, которая в своих последовательных формах этатична, сколько аристократизму и либерализму».
[«Я и мир объектов», С. 230.]
« ...можно даже утверждать, что фашизм есть один из результатов учения Ж. Ж. Руссо о суверенитете народа. Учение о суверенитете народа, что и соответствует наименованию демократии, само по себе не дает никаких гарантии свобод для человеческой личности».
[«Судьба человека в современном мире», С. 65]
Я бы сказал, что Фашизм явление далеко не случайное и имеет определенные общечеловеческие корни.
Вот, что писал по этому поводу Соломон Франк:
«До начала войны национал-социализм (как и до него фашизм) встретил неожиданное снисходительное, терпимое и даже благосклонное отношение к себе и приобрел убежденных сторонников едва ли не во всей Европе; а во время войны во всех оккупированных и вассальных государствах Европы легко удалось воспитать целые кадры людей, применявших эту варварскую доктрину с не меньшей бесчеловечностью, чем сами немцы … Факты неопровержимо свидетельствуют, что очень многих европейцев, казалось проникнутых христианско-гуманитарной культурой, при известных условиях легко превратить в течение весьма короткого времени в варваров и извергов ... близоруко усматривать последний источник зла только в определенной доктрине».
[Франк: «Духовные основы общества», С. 408)].
фашизм,
личность,
Франк,
коммунизм,
тоталитаризм,
социализация,
Бердяев