Сталин - это воплощение Воли к власти и пример Ницшеанского Сверхчеловека?

May 01, 2012 12:03

«Сталин был самым удачливым воплотителем ницшеанского идеала сверхчеловека. Сталин победил всех и в своей стране и в половине Европы. И остался в полном одиночестве... Вот что значит быть сталинистом - стремиться к идеалу сверхчеловека без веры в нечто высшее над человеком.
Вопрос конечно стоит - насколько это соответствует текстам самого Ницше. Я уверен что соответствует.»
Чернеевский А. П.

А вот у меня по поводу этого возникли большие сомнения.

Логика подобного суждения понятна: если Ницше - это «Воля к власти», а Власть - это, прежде всего, Власть социальная, власть политическая, а «Сверхчеловек» - это максимальное выражение «Воли к власти», власти политической, социальной то человек, добившийся в свое время максимальной политической власти в своем социуме - Ницшеанский сверхчеловек, воплотивший на своем примере Волю к власти.

Но так ли это? Действительно ли Сталин является «самым удачливым воплотителем ницшеанского идеала сверхчеловека» и Воли к власти?

К сожалению, многие делают типичную ошибку - поддаются диктату языка обыденного словоупотребления. Они воспринимают философские идеи и понятия, отталкиваясь от расхожего смысла слов, которые употребляются тем или иным мыслителем при создании его философской концепции.

Как справедливо заметил в свое время Мераб Мамардашвили, в данном случае «…речь идет не о том, о чем думают люди, когда слышат слова “воля к власти”, а думают они о материальном господстве человека над человеком, страны над страной, расы над расой».

Возможно, лучше было бы перевести термин Ницше, не как «волю к власти», а как волю к могуществу, волю к мощи. Тогда меньше было бы искушение трактовать этот философский термин, как «власть политическую», как проявление банальной мощи социально-политической силы принуждения и насилия.

Вообще-то, Сверхчеловек не есть исключительно ницшеанское изобретение. Эта идея появилась еще в античное время у Лукиана. В немецкой философии мысль о том, что возможно нечто большее, чем Человек мелькала у Генриха Мюллера, Гердера, Гете. У последнего, например, человек есть "бросок к высшей цели". Но в виде развернутой идеи, точнее понятия/метафоры оно принадлежит Фридриху Ницше, который дал развернутый образец этого концепта.

Однако, взгляды Ницше не есть нечто четко и однозначно единожды сформулированное - его взгляды эволюционировали и не всегда четко артикулировались, особенно, учитывая его своеобразную манеру их изложения.
Как справедливо заметил Карл Ясперс: «… в его философии нет ни окончательной истины, ни положений, которые можно просто принять на веру». Поэтому и идея Сверхчеловека у Ницше несколько «плыла» и видоизменялась.

Да, Ницше писал: «...цель человечества не может лежать в конце его, а только в его совершеннейших экземплярах» (О пользе и вере истории для жизни).

Да, Ницше использовал понятие/метафору Сверхчеловек и для характеристики отдельных исторических личностей "высшего типа", но считал, что их существование возможно "лишь как счастливая случайность", как исключение из правил. Это образцы так называемого "исторического сверхчеловека". Александр Македонский, Юлий Цезарь, Цезарь Борджиа, Наполеон - вот лучшие его воплощения. Но это лишь несовершенные, исторические, случайные, непреднамеренные образцы, прообразы будущего Сверхчеловека. Они случайны и несовершенны. А Сверхчеловек у Ницше делает себя осознанно и делает себя сам.

В основание мира, который есть становление некого жизненного потока, Ницше положил волю к могуществу, к росту, которая, как некая "сила", устремленность, задает вектор жизненного потока.

Воля это то, к сути чего принадлежит как раз превосхождение себя, становление себя другим, когда человек становится сильнее, прежде всего, в самовластвовании. Власть социальная, власть политическая лишь побочный эффект этого процесса. Более того, возможно, согласно Ницше, извращение этой Воли к власти, когда она принимает извращенный характер, извращенные формы своего проявления.

И поскольку Человек не тварь, а творец, он должен выйти на войну с извращенным миром и самим собой, он должен тренироваться и стремиться быть Повелителем, добиваясь увеличения дистанции по отношению к человеческому стаду (По ту сторону добра и зла).

Человек должен сам себя изменить, ибо «в человеке есть также творец и ваятель» («По ту сторону добра и зла») и он должен «самоопределиться», заняться самотрансформацией с приходом к состоянию Сверхчеловека.
Сверхчеловек Ницше - это, прежде всего творец самого себя как автономной и свободной личности, ничем не скованный и не ограниченный выразитель сути жизни, "смысла земли". Он обладает сильной волей, выражающей саму жизнь.

А есть то, что противоречит глубинной основе жизни.
Если даже незаурядный человек проповедует и претворяет в жизнь идеи, которые противоречат "смыслу жизни", "смыслу земли", то это бесконечно далеко он ницшеанского идеала Сверхчеловека.

Думаю, это имеет прямое отношение к Сталину. Вот Гитлер - тот, пожалуй, с несколько большим основанием имел бы право претендовать на роль Сверхчеловека (по этому параметру).

Как самостоятельный мыслитель Ницше вышел из «Рождения трагедии из духа музыки», где центральной является мысль о дионисическом и аполлоновском начале. Когда эта мысль слилась у него с «архетипом древнего мудреца», тогда и появился его знаменитый Заратустра - идеал, который в воображении Ницше был призван выйти за пределы человеческих возможностей, и был противопоставлен философом всему лживому и враждебному «земле» и «жизни», как их понимал Ницше. Такой идеал с неизбежностью должен был стать антиподом по отношению к современному Ницше «Человеку западноевропейского типа культуры», которая была, с одной стороны, рациональной, а с другой - христианской с его рабской, по мнению Ницше, моралью, сочетала, казалось бы, несочетаемое: Рационализм и Христианскую мораль. А в Сверхчеловеке, по мысли Ницше, должно было быть ярко выражено индивидуалистическое начало. Короче, это с необходимостью должен был быть индивидуалист, иррационалист, антихристианин и антисоциалист.

Какой путь ведет к появлению Сверхчеловека?

Властвование - это значит больше мощи, "больше власти", "больше воли", "больше жизни!"

А жизнь - это «земля».

Понятие-метафора «земля» очень важный момент для ответа на поставленный вопрос, каков путь к становлению Сверхчеловека?

«Сверхчеловек - смысл земли. Пусть же ваша воля говорит: да будет сверхчеловек смыслом земли! Я заклинаю вас, братья мои, оставайтесь верны земле» [«Так говорил Заратустра»].

«...хулить землю - самое ужасное преступление» [«Так говорил Заратустра»]. «Земля» тесно связана с «телом» и противопоставляется «душе»: «Некогда смотрела душа на тело с презрением /.../ она хотела видеть тело тощим, отвратительным и голодным. Так думала она бежать от тела и от земли [«Так говорил Заратустра»] /.../ Разве ваша душа не есть бедность и грязь и жалкое довольство собою? Поистине, человек - это горный поток. Надо быть морем, чтобы принять в себя грязный поток и не сделаться нечистым. Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке: он - это море» [«Так говорил Заратустра»]

Доверять надо не обществу, не своему разуму, не науке, а своему телу с его жизненными инстинктами и желаниями.

Начинать надо именно с тела.

Начало пути к Сверхчеловеку - момент презрения, «час презрения»: «В чем то самое высокое, что можете вы пережить? Это - час великого презрения. Час, когда ваше счастье становится для вас отвратительным, так же как ваш разум и ваша добродетель [«Так говорил Заратустра»]

То, что обычный человек считает своим счастьем, своей добродетелью, разум, которым он так гордится - все это вызывает презрение и становится отвратительным: "Все это бедность и грязь и жалкое самодовольство!" [«Так говорил Заратустра»]

Путь к Сверхчеловеку лежит не через Разум, а через нечто подобное безумию: «Но где же та молния, что лизнет вас своим языком? Где то безумие, что надо бы привить вам? Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке: он - эта молния, он - это безумие!» [«Так говорил Заратустра»]

Да, Ницше говорит устами Заратустры: «Я люблю того, кто живет для познания и кто хочет познавать для того, чтобы когда-нибудь жил сверхчеловек» [«Так говорил Заратустра»]. Но познание познанию рознь. Да, для большинства Путь познания - это Ментальные размышления, рефлексия Разума, но для Ницше это не так.

Разум и его порождение - Наука глубоко враждебны жизни, которая инстинктивна в своей основе. Ведь по словам Гете: «Кто хочет что-нибудь живое изучить, // Сперва его всегда он убивает, // Потом на части разнимает, // Хоть связи жизненной, увы! Там не открыть.» ( "Фауст" Гете, пер. Холодковского).

Декаданс, вырождение для Ницше начинается уже с Сократа, именно после него берут начало "два тысячелетия противоестественности и человеческого позора", которые называются Европейской культурой с ее культом Разума и Науки, достигшие в Новое время своей кульминации.

Ницше презирает Разум.

«Что Разум? Это все пустое! // Язык да Разум - просто гниль!», - «Принц Фогельфрай». "В чем мой разум? ... Мой разум - бедность, и грязь, и жалкое самодовольство!" (Фридрих Ницше. «Так говорил Заратустра»). Если разум это свет и день, то «Мир - глубок, и он глубже, чем когда-либо думалось дню ... Одно невозможно во всех вещах - разумность!». Разум лишь семя подлинной мудрости. «Хотя немного разума - семена мудрости - рассеяны от звезды до звезды, эта закваска примешана ко всем вещам: ради безумия примешана к вещам мудрость! /.../ О чистое и высокое небо надо мной! В том для меня отныне чистота твоя, что нет более вечного паука-разума и паутины его: что ты - место для танцев божественной случайности, что ты стол богов, на котором божественные игроки бросают игральные кости».

Сознание, разум, мышление, логика и иже с ними служат лишь для схематизации и упрощения этого сложного мира, но отнюдь не способствуют его должному познанию или поиску истины. Более того они затуманивают ее и искажают естественные стремления человека.

Ницше призывает отвергнуть разум и мораль и обратиться к мудрости «тела», осуществлять волю тела вне разума и морали.

Хотя, если Сталин, действительно страдал паранойей, то это сказывалось на его разуме и классовой морали, но не отменяло их.

Надо познавать волю этого тела. «Познавая, очищается тело; делая попытку к познанию, оно возвышается; для познающего священны все [его] побуждения» [«Так говорил Заратустра» (ср. Ницше: Соч. т.2, С. 55)]. «Все возможные стремления, возбуждения и выражения воли /.../ разум объединяет обширным отрицательным понятием "чувство"» [«Рождение трагедии или эллинство и пессимизм»], но именно на их стороне симпатии Ницше, так как именно через них и выражается воля «тела».

Ницше недвусмысленно утверждал: «Является решающим обстоятельством, чтобы культура начиналась с надлежащего места - не с души ...надлежащее место есть тело, наружность, диета, физиология ... христианство, презиравшая тело, было величайшим несчастьем человечества» (Сумерки идолов).

Социалистическое общество нуждалось в здоровых телах, строителей светлого будущего, но не случайно в Советском Союзе секса, например, как известно, «не было»!

«Я говоришь ты и гордишься этим словом. Но больше его - во что не хочешь верить - тело твое с его большим разумом: оно не говорит Я, но делает Я... Орудием и игрушкой являются чувство и ум: за ним лежит Само. Само ищет также глазами чувств, оно прислушивается также ушами духа. Само всегда прислушивается и ищет: оно сравнивает, подчиняет, завоевывает и разрушает. Оно господствует и является господином над Я. За твоими мыслями и чувствами, брат мой, стоит более могущественный повелитель, неведомый мудрец, - он называется Само. В твоем теле он живет, он и есть твое тело» (Так говорил Заратустра). «Само... хочет больше всего созидать дальше себя. Этого хочет оно больше всего, в этом вся страстность его». Задача это трудная, поэтому Высший Человек должен проявлять «мастерство и тонкость в войне с собою... способность обуздывать себя и умение перехитрить себя (По ту сторону добра и зла).

Человек должен быть преодолен самим человеком и внутри человека. Человек должен сам принести в жертву себя ради себя, ради полноты своего потенциального существования, как Сверхчеловека.

«У каждого есть хороший день, когда он находит свое высшее Я... Но люди сами весьма различно относятся к этому своему высшему Я и часто суть лишь лицедеи самих себя, так как они позднее постоянно подражают тому, чем они были в эти высшие мгновения. Иные живут в страхе и покорности перед своим идеалом и хотели бы отречься от него: они боятся своего высшего Я, потому что, раз заговорив, оно говорит требовательно» (Человеческое слишком человеческое).

Оптимизм в Ницше вселяют ненависть и отчаяние, которые испытывают потенциальные кандидаты в Сверхчеловеки при столкновении с традиционной христианской культурой.
Ницше писал: «Ваша ненависть, о высшие люди, пробуждает во мне надежду ... Ваше отчаяние достойно великого уважения» (Так говорил Заратустра).

Иосиф Джугашвили получил традиционное христианское воспитание, в юности хотел стать священником и даже какое-то время проучился в семинарии, пока не увлекся социалистическими и коммунистическими идеями. Но созданная им социальная система носила явно идеократический характер.

Сталин, что бы про него не говорили, это все же разновидность социалиста, точнее так называемого «научного коммунизма», а как писал сам Ницше, "…кого более всего я ненавижу между теперешней сволочью? Сволочь социалистическую…". Ничто так не было чуждо Ницше, как идея всеобщего равенства людей. И противопоставлял он этому как раз свою идею Сверхчеловека.

Социалистическое мировоззрение имеет единые истоки и вполне определенный комплекс связанных между собой концепций и идей, которые присущи любой разновидности этого типа общественно-политической мысли.

Про связь Религии и Социализма/Коммунизма хорошо известно.

В России бывшие верующие обращались в социализм. Реже, потом снова обращались к религии. Хорошая иллюстрация, например, о. Сергей Булгаков.
Склад их психики имел религиозную подложку, хотя их убеждения и облекался в якобы научную форму.
«…в заключении на Лубянке Бухарин пишет письма, в которых - вдруг! - мощная протечка религиозной лексики. Пишет Сталину: "подходит к концу моя земная юдоль" и т.п. Такое искреннее, мощное самоопределение перед смертью, прямо пишет об ужасе темноты, небытия...»

Коммунистических по своей сути идей придерживались многие первые христиане.
Позднее в Средние века это нашло свое воплощение в монастырях и разного рода сектах, которые часто практиковали общинную собственность и соответствующее распределение материальных благ.
В Новое время подобные идеи высказывались Т. Мором в его знаменитой работе «Утопия» (1516). Озвучивались левеллерами и диггерами в период Английской буржуазной революции.
В 18 веке получили известность идеи французского аббата Г. Б. де Мабли, который утверждал, что собственность возникла вместе с грехопадением, и предложил модель аскетического коммунизма в качестве пути спасения от роскоши мирской жизни и агрессивных побуждений людей.
В 19 веке так называемые социалисты-утописты стали призывать к созданию коммунистических общин.

Термин «социализм» был впервые использован в 1827 году для обозначения сторонников кооперативного движения Оуэна в Англии. В 1832 его применили для характеристики социальных учений Сен-Симона и Фурье во Франции. А в научный оборот его впервые ввел Л. Леру в своей работе «Об индивидуализме и социализме» (1834), как нечто противоположное по смыслу термину «индивидуализм». Индивидуализму был противопоставлен идеал нового сообщества людей, связанных чувством коллективизма, социального равенства и солидарности, когда на смену частной, индивидуальной собственности, присвоения и распределения придут общественные и коммунальные формы производства, место эгоизма займет альтруизмом, а конкуренция заменится сотрудничеством.

Э. Кабе считал, что частная собственность противоречит христианству, и свою коммунистическую утопию, Икарию, построил, отталкиваясь от так называемого «истинного» христианства. В своей работе «Путешествие в Икарию» (1840) он описывал общество, основанное на всеобщем равенстве и «братском коммунизме». Это общество базировалось на крупном фабричном производстве с широким использованием машин и обобществлением земли. Причем, утверждал Кабе, коммунизм не должен ограничиваться пределами отдельных общин, а должен охватывать все новые национальные государства.

Не случайно еще Маркс и Энгельс в «Манифесте Коммунистической партии» (1848) выделили несколько социалистических течений, в том числе и такую его разновидность, как «христианский социализм». Но, по сути, и другие социалистические и коммунистические доктрины (в том числе и сам марксизм и то, что выросло на этой почве) представляли собой квазирелигиозные идейные образования.

При этом прежние религиозные аргументы были заменены в соответствие с духом времени сначала рационалистическим и филантропическим идеализмом, а затем и ссылками на науку.

Сталинизм, как одна из разновидностей Марксизма, не является исключением. В идейном плане это было духовным образованием квазирелигиозного характера с претензией на научность.

Думаю, что, скорее всего, Ницше согласился бы признать Сталина потенциальным кандидатом в Сверхчеловеки, который, к сожалению, не смог им стать, так как пошел по ложному пути.

Человеческая популяция, согласно Ницше, состоит из разных типов и пород людей. Христианство и Социализм искажают нормальное состояние социума, которым является Аристократическое общество, где идет естественный эволюционный процесс борьбы между разными породами людей. Это не социализм, а самый что ни на есть, настоящий «Социал-дарвинизм».

Да, Сверхчеловек выше окружающих, но поначалу он у Ницше даже способен на "дарящую добродетель", по отношению к другим людям. Но постепенно на первый план у Ницше вышел апофеоз сильной личности, преодолевающей все моральные нормы современного ему общества, для которой "жертвенность - удел слабых".
«Высший интерес жизни требует беспощадного подавления и устранения вырождающейся жизни (Сумерки идолов) ... Слабые и неудачники должны погибнуть... И им должно помочь в этом (Антихрист)». В зависимости от выраженности Воли к власти типы людей образуют длинную лестницу рангов и объединяются в касты-корпорации, между которыми идет ожесточенная борьба.

Господствующая каста - аристократы-повелители. Ближе всего к ним философы. Им противостоит стадо рабов, над которыми высшие люди призваны господствовать.

Преступник - это высший тип людей, деформированный порочными социальными условиями. Что ж, возможно, в начале своего жизненного пути Иосиф Джугашвили (Коба), когда занимался экспроприациями/грабежами на Кавказе и был таким типом человека - деформированным и покалеченным социальными условиями кандидатом в Сверхчеловеки. А потом он окончательно пал, когда подался в социалистические жрецы. А Жрецы - это, согласно Ницше, подмена, извращение высшего типа людей.
Партийных функционеров сталинской эпохи, если и можно куда-то отнести по классификации Ницше, так, скорее всего, это и будут жрецы, а Сталин - их верховный жрец.
Мог бы Ницше считать воплощением своего идеала жреца, скованного квазирелигиозными представлениями?
Конечно, нет.

Уже став верховным правителем Советского Союза, главой партии советских коммунистов, Сталин перед войной какое-то время на досуге, как это на первый взгляд ни покажется странным, предавался размышлениям о Боге - это, по мнению некоторых исследователей, видно из его пометок к некоторым книгам, которые он в то время прорабатывал. Что-то ему в этом вопросе не давало покоя, что-то невольно всплывало из глубин подсознания. Хорошо известно, представление Сталина о коммунистической партии, как о чем-то вроде современного «ордена меченосцев».

Пожалуй, Сталин был не «самым удачливым воплотителем ницшеанского идеала сверхчеловека», а напротив, самым наглядным воплощением его извращения, извращения «воли к власти», воли к жизни.

Дело в том, что Воля, по Ницше, может впасть в безумие, и из освободительницы - стать мстительницей, вымещая на всем, что может страдать, собственную немощность, действуя по императиву: «повелевать и наказывать»!

В этом случае все земное, сама жизнь унижается тем, что над ней воздвигаются надвременные вечные идеалы (будь то христианские или социалистические), что и составляет, по Ницше, глубочайшую месть жизни. И жизнь уродуется в соответствии с этими идеалами. Потому Ницше устами Заратустры формулирует одну из основных задач на пути к Сверхчеловеку: "Ибо да будет человек избавлен от мести - вот для меня мост, ведущий к высшей надежде, и радужное небо после долгих гроз" (Ч. II, О тарантулах).

В своем безумии больная, извращенная Воля начинает проповедовать, что само "существование" есть наказание (христианство), что неравенство есть зло (социализм).

Человек, на своем пути к Сверхчеловеку должен "переболеть" в том числе и негативностью, разрушительностью своей воли по отношению к «жизни». Заратустра, обратившись к "бездонной мысли своей", семь дней и ночей лежал больным, пока не пришло выздоровление (Ч. III. Выздоравливающий, 2).

Человек - это канат, натянутый над пропастью, мост между животным и сверхчеловеком; и каждый, идя по этому мосту, должен направить усилие своей воли на преодоление духа мести жизни, всего отрицательного в собственной воле, чтобы сделать ее свободной для утверждения Жизни, как ее понимал Ницше.

Человек для Ницше стоит в одном ряду с животными. Ницше прямо писал: «Человек есть еще не установившийся животный тип (По ту сторону добра и зла). "Человек есть нечто, что должно преодолеть ... он мост, а не цель ... стрела, томящаяся по другому берегу" (Ницше Фридрих. Так говорил Заратустра) Ибо: "Человек - это канат, протянутый между животным и Сверхчеловеком, (но) это канат над пропастью", в которую можно легко сорваться. Вместо Сверхчеловека легко может получиться эволюционный выродок.

Именно таким выродком и стал Иосиф Сталин.

Сверхчеловек, Сталин, социализм, Ницше

Previous post Next post
Up