Суд чести или честный суд?

Mar 16, 2013 19:34


Религия и закон - две капризные барышни. И хотя светское государство предусматривает нейтральное отношение к религиозной практике, два кита, на которых держится общество, в Дагестане иногда затевают спор, который осложняется и вмешательством третьего, важного в «стране гор», фактора - адатов. Понятие «убийство чести» сегодня известно многим дагестанцам: кому-то об этом поведали страницы газет и экраны телевизоров, кто-то услышал сенсационную историю от соседей во дворе, а кто-то и вовсе стал очевидцем. Этим словосочетанием обозначают убийство родственниками молодых девушек за непристойное поведение и «позор», который они навлекли на весь род. Но убив того, кто «посягнул» на их честь, не добивают ли заботливые родственники метким выстрелом свою честь? Отношение к этому неоднозначному явлению тоже неоднозначное. Религия и закон порой напоминают мать и мачеху, причем в разных ситуациях они  меняются ролями. В зависимости от обстоятельств в роли мачехи мы видим и закон, и религию. Говорят, что лавировать среди пираний гораздо легче, когда знаешь, в какой стороне берег. Но единогласны ли закон и религия, определяя местонахождение берега?

Понять отношение этих двух факторов, которые регламентируют и формируют отношение общества к так называемому «самосуду чести» на примере конкретного случая, когда отец лишил жизни свою 15-летнюю дочь «за то, что она вела «неподобающий» образ жизни», нам помогли компетентные специалисты.

В религиозном контексте эту частную ситуацию и масштабную проблему, скрывающуюся за ней, рассмотрел генеральный директор студии «Заман», представитель ДУМД Ибрагимгаджи Муртузалиев:

«В исламе ребенок с 15 лет считается совершеннолетним и за любые действия, совершенные по достижению этого возраста, он несёт ответственность самостоятельно. Все принимаемые родителями меры, будь то наказание или награждение ребенка за тот или иной поступок, должны соответствовать нормам шариата. В шариатском государстве, так же, как и в светском, заниматься рукоприкладством нельзя. Никто, в том числе и родитель, подаривший жизнь, не имеет  права убивать человека. Если говорить об этой конкретной ситуации,  я считаю, что отец должен был обратиться к имаму центральной мечети родного поселения, чтобы получить от него совет, как желательно действовать в подобном случае. Вопреки распространенным неверным стереотипам, ислам диктует толерантное решение таких проблем, так как ребенок мог покаяться, измениться и стать богобоязненным, умным и полезным обществу человеком. Но в первую очередь, в том, что дочь вступила на неправильный путь, виновен отец этой девочки, совершившей прелюбодеяние. Он не воспитал в ней моральные нормы и духовные ценности, которые должны быть в каждом человеке - целомудрие, толерантность, уважение к семье, обществу. Печально, что именно девальвация жизненных ценностей стала одной из причин многих негативных тенденций, господствующих в республике. И таким образом, лишив жизни свою дочь, этот мужчина еще больше вошёл в грех. Согласно Корану, мусульманин привлекается к ответственности даже за убиение мухи, не говоря уже о людской жизни. Наказание, тем более такое жестокое, - это крайняя мера в исламе, она допустима лишь в исключительных случаях, когда ни один из 10 альтернативных мер не действует. Если всё же дойдет до этого, мера расплаты за прелюбодеяние в исламском обществе - побивание камнями, при наличии веских доказательств вины женщины: её признание и слова четырех свидетелей, показания которых детально совпадают. Воспитай 35-летний Абдул Магомедов дочь в традициях ислама, её поведение было бы другим. Грех девочки - это ответ на неправильное воспитание, это следствие, причина которого опять-таки сводится к семье.  О важности воспитания детей свидетельствуют многочисленные аяты Священного Корана и изречения Пророка Мухаммада. Так, Всевышний Аллах говорит в Коране: «О вы, которые уверовали! Остерегайте себя и свои семьи от огня адского, топливом которого служат люди и камни» (сура «Запрещение», аят 6). Посланник Аллаха сказал: «Чтите ваших детей и хорошо воспитывайте их» (Ибн Мад). С позиции ислама, на родителей возложена большая ответственность по воспитанию детей. Они должны запрещать детям порочные поступки и причины, ведущие к ним, без послаблений и без чрезмерных действий, недозволенных шариатом. Нельзя обобщать факты, ведь каждый случай индивидуален. Но что касается «убийств чести», в большинстве случаев родные пытаются преступным путем снять ответственность с себя или реабилитировать репутацию перед обществом. Религия не приветствует насилие, так как Всевышний Аллах призывает, даже если шариатский суд разрешил прибегнуть к крайней мере, проявить дарованный человеку разум и не убивать грешника, а оставить до Судного дня со словами «Аллах знает лучше». А убийцам нет религиозного оправдания, какими бы догмами ислама они ни прикрывались».

Лаконичный, юридически обоснованный ответ последовал и от защитника буквы закона - адвоката, председателя ДРО Молодежного союза юристов РФ Исрапила Таркинского:

«Произошедший в окрестностях Ленинкента, в обычной дагестанской семье инцидент, конечно же, огорчает. Сам факт того, что отец отнял жизнь у собственного ребенка, которого растил на протяжении 15 лет, не может оставить равнодушной общественность, какую бы оценку они не дали. Думаю, все понимают, что человек не наделен правом отнимать чужую жизнь. Убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку,  входит в группу особо тяжких преступлений и наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет. Немаловажно, что Абдула сам явился с повинной в полицейский участок, его действия подпадают под диспозицию статьи 105 Уголовного кодекса РФ. В то же время для окончательной квалификации его действий, должны быть проверены все аспекты дела, отягчающие и смягчающие наказание обстоятельства, а также необходимо определить состояние самого Абдулы, его мотивы и прочее. К сожалению, статистика расправ над женщинами, которые устраивают по мотивам спасения семейной чести, растет в геометрической прогрессии. Например, международная организация ООН приводила несколько лет назад данные, согласно которым в год совершается около 5 тысяч таких преступлений. На фоне западных стран, с их индивидуализмом, в Дагестане клан занимает важное место. Поэтому считается, что несоответствующее поведение родственников несет позор каждому члену семьи. Но ментальность региона не может стать оправданием. Есть преступление, есть положенное за него неминуемое наказание. Право на жизнь неотъемлемо, прописано в статье 20 Конституции нашей страны и охраняется законом. С точки зрения права, важно найти истину, а уже после применять меры, предусмотренные законодательством. Лучше предупредить преступление, чем карать правонарушителей, поэтому родителям нужно с малых лет учить детей, что хорошо, а что плохо. На мой взгляд, важна и правовая культура общества. У каждого человека должно быть понимание того, что умышленное убийство карается законом и порицается религией».

Многие ошибки человек совершает из-за невежества. Не зная законы ислама и статьи уголовного кодекса, люди слепо следуют обычаям. В конечном счете, большинство из них становятся жертвами гордыни и с завидным упорством стараются сохранить в чистоте одежду, пряча за спиной испачканные кровью руки.

ислам, убийства чести, закон, Дагестан

Previous post Next post
Up