Что за блажь, что за напасть -
Как завижу лошадь,
Сразу хочется украсть.
Признак нехороший!
Охладел даже к деньгам,
К йогурту и книгам.
Я, наверное, цыгАн,
Или даже цЫган!
Последние, утекающие сквозь пальцы дни лета. Уже по-осеннему прохладны ночи, становится хрустально-прозрачным небосвод, тяжелые яблоневые ветки гнутся к земле… И яркими, тропическими цветами на скромных проселочных дорогах распускаются пестрые юбки, звенят мониста в такт зажигательной песне - цыганский табор кочует в полях!
Цыганский анабазис - это не только «мохнатый шмель на душистый хмель» и «дай, погадаю, бриллиантовый!». Дым костра, протяжная песня под тихий перебор гитары, мерно шагающая лошадка под серым осенним дождиком, дорога, дорога, дорога… Погружение в цыганскую реальность - вот, наверно, как можно назвать ежегодное путешествие группы людей, объединенных любовью к цыганской культуре и образу жизни.
Все очень разные, студенты и топ-менеджеры, секретари и риэлтеры, они схожи в одном: детская жажда приключений, ожидание чуда и праздника не угасли в них и собрали вместе.
Начавшийся как шуточный приезд компании друзей-конников на реконструкцию Бородинского сражения 1812 г. в черных париках и костюмах, цыганский анабазис постепенно стал традиционным и очень популярным мероприятием. Девушки заранее шьют себе разноцветные юбки-солнце, ребята выпрашивают у бабушек овчинные тулупы, покупают высокие хромовые сапоги. На сайте вывешиваются тексты песен на русском и цыганском языке, разучиваются танцы (года два назад для этого даже приглашали Таню Черную из театра «Ромэн»!). И все ради того, чтобы потом, петь и плясать для проезжающих мимо машин и жителей деревень, гадать солдатикам на Бородино и красиво встречать «Заздравной» или «Нанэ цоха» веселые пьяные свадьбы!
Это как волшебство, мгновенное превращение - обычный человек, ограниченный рамками приличий, возрастом, положением в обществе и множеством других факторов, переодевшись в цыганское и выйдя в поле, раскрепощается внутренне. Становится возможным все - кокетничать с первым встречным, громко петь, танцевать, попрошайничать на площади, срывать яблоко из чужого сада! И вдруг, скромная серенькая офисная мышка, маняще поведет плечом и запоет «Сарэ, ё нэ, патря, Сарэ ль ёнэ ли да нэвэ.!», да так, что сердце замрет от тоски и счастья. А тихий в обычной жизни парень так глянет из-под пыльных полей цыганской шляпы, что веришь: ох, украдет, тебя, девка! На коня закинет, да в поле!
Кстати, о конях: без них табор не далеко бы уехал! Терпеливо тянут лошадки кибитки, нагруженные цыганским нехитрым скарбом, в гривах трепещут яркие ленточки, наборная упряжь блестит на солнышке. А рядом едет цыганка верхом, не смотрит на фотографирующих ее зевак - знает, что хороша! На вечернем привале распрягают коников после трудного перехода, ведут на водопой и привязывают вокруг лагеря пастись. Всю ночь они призрачными тенями бродят поблизости, только слышится их фырканье в темноте и в глазах отражается пламя костра.
Конечно, кроме романтики и гитары, цыганский анабазис - это много километров пешком, намокшие от дождя юбки, ночные дежурства и мытье посуды в ручье, подозрительное внимание милиционеров и продавщиц в ларьках. В прошлые годы, уставший и голодный табор прогоняли с частного поля, во время ночного перехода ломались оси у кибиток, а кто-то, промочив ноги, простудился. Так ведь именно такой и была, наверное, настоящая цыганская жизнь, где неприкаянность и трудности дороги, любовь и радость смешались в одно целое и отразились в их обычаях и берущих за душу песнях!
Это не настоящий табор, кочующий всего неделю, но каждый в нем за это время успевает прожить яркую, полную приключений жизнь.
Это не настоящий табор, увидев который, реальные цыгане тормозят железных коней и, замерев, слушают песни, забытые ими самими. У танцующих для них девушек иногда выбивается из-под парика прядка светлых волос или случайно звонит мобильный телефон в мешочке у пояса, но разве это имеет какое-нибудь значение?!