Петербургская Семейная Академия

Apr 28, 2015 12:33

25 апреля в Петербурге состоялась первая родительская образовательная конференция "Петербургская семейная академия". От имени организаторов благодарю всех, кто принял участие в этом событии! Спасибо вам всем, было здорово!
Мы обязательно выложим видео с конференции, только пока не решили где. Следите за новостями :)
Отзыв от нашей посетительницы Евгении Недоводеевой.
Оригинал взят у nauka_povsjudu в Петербургская Семейная Академия


Удивительно, но я и мой младший сын вчера провели практически весь день на родительской образовательной конференции "Петербургская Семейная Академия".
Было много родителей, чьи старшие дети уже перешли на семейное образование, было много мам с малышами и много спикеров, которые говорили не о проблемах, а о возможных путях решения.
Вообще не конференции царила атмосфера созидания. Было удивительно на перерывах наблюдать за детьми, которые учатся дома. Для них была отведена отдельная секция "Первые шаги в науке", и пусть ученным и исследователям было, по моим наблюдениям, не больше 10 лет, было видно, как они увлечены.
Опишу все, что удалось посетить и послушать ( в режиме мама+малыш, как вы понимаете, это не одно и тоже, можно присутствовать, но не слушать, занимаясь малышом :)))
Пленарное заседание
Часть докладов Павла Парфенова (Председатель МОО "За права семьи") и Михаила Богданова (председатель Городского Родительского Комитета СПб)
В обсуждении, насколько я поняла, также участвовали Светлана Юрьевна Агапитова - уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге, и Надежда Алексеевна Спиридонова - начальник отдела общего образования Комитета по образованию Санкт-Петербурга.
Было очень интересно узнать о разработке и апробации в ряде школ новой универсальной методологии оценивания знаний учащихся начальной школы, независимо от учебного комплекса, по которому работает школа.
Это может снизить количество апелляций и разногласий между родителями и школой. Представитель комитета по образованию, также говорила про систему ЗНАК, информации я пока по ней не нашла.
Я только пока задумываюсь над выстраиванием системы образования для детей и если с системой оценивания все так неоднозначно, нужно изучить этот вопрос подробнее.
Непосредственно доклад Павла Парфенова, который говорил о правах семьи на альтернативные формы образования я пропустила, но судя по тезисам, мы, как родители, часто не знаем своих прав и возможностей в сфере образования своих детей.

Сурикова Алена Владимировна, Новые подходы в образовании
Этот доклад я ждала, Алена Владимировна является идейным вдохновителем Института Широкополосного образования (ИШиПО), который открывает новые образовательные возможности.
Она очень последовательно отобразила в своем докладе те задачи, с которыми столкнулось общество при переходе от индустриального к постиндустриальному устройству, о становлении образования как отрасли, и уход от обслуживающей функции образования.
Был задан очень важный вопрос "Что производит образование?"
Кто является постановщиком задач для этого процесса? Какой общественный заказ мы выполняем, или не общественный... А чей тогда?
Алена Владимировна несколько раз делала акцент на том, как важно определить того, кто является постановщиком задачи для любого процесса. О том, как важно в новом мире научить и вырастить человека обладающего информационной компетенцией, способного ставить задачи на поиск информации и оценивать адекватность и достоверность полученной информации. Была озвучена важность логического мышления, понимания междисциплинарных связей  (в том числе и для сдачи тестов, раз уж от них никак нельзя избавиться).
Алена Владимировна также поделилась информацией, которая озвучивается на международных конференциях, связанных с вопросами образования. Было интересно обнаружить, что многие исследователи проблем образования, говорят о важности развития смысловой (эксистенциальной) компетенций личности и развитие этой компетенции может стать основной задачей образования. Мне как начинающему коучу важно исследовать этот вопрос, как через понимание собственных ценностей и смыcлов сделать образование эффективнее и как (и какое) образование может помочь в осознании своих ценностей и смыслов жизни.
Очень важные вопросы, о которых стоит подумать...

Далее была перестановка докладов и я немного послушала Ксению Викторову - она рассказывала об "Идеальном продукте" современного образования, что было логичным продолжением тезисов Алены Суриковой.
Ксения, рассказала о своем видении, насколько я поняла, основанном на большой научной работе. Так вот, по ее мнению, идеальный продукт образования - это человек, который хорошо понимает себя и имеет доступ к разнообразным эффективным ресурсам, в частности источникам энергии.  Мне близко мнение Ксении о том, что в результате обучения мы можем лучше узнавать себя и определять для себя нужные нам ресурсы. Я такое обучение нашла уже после получения высшего образования и  было бы очень хорошо, если бы люди получали такой опыт раньше.
Мечты, мечты... Но ничего не мешает нам рассказать своим детям о том, что знаем об этом сами.

Микс-секция
Анна Назарова, Авторские игровые методики гармоничного развития детей
Далее я переместилась на площадку мастер-классов, где Анна Назарова, разработчик методики игрового стречинга делилась своими наработками. Сын уснул, так что я была скорее наблюдателем, чем участником:)
Анна очень позитивный и творческий человек. Незнакомые люди в среде, которую она создала стали немного ближе и даже творили вместе. Будет интересно изучить методику игрового стречинга, мне кажется некоторые упражнения и игры можно использовать не только с детьми, но и со взрослыми.

Наталья Русакова, Важность игры в дошкольном возрасте для подготовки к школьному обучению. Возрастные игры от 3 до 7
Потом мы немного послушали Наталью Русакову, которая рассказала про важность игры в дошкольном возрасте. Для меня была совершенно новой информация о важности ролевых игр только с 5-6 лет. До этого возраста преобладают совершенно иные виды игры такие как режиссерская игра (когда дети играют с игрушками - кукла ходит в гости, в магазин и т.д.) и образная игра (когда дети примеряют образ животного).
Я всегда с сомнением относилась к тому, что детям в яслях и младших группах нужны ролевые костюмы и Наталья Русакова подтвердила мои мысли. Интересно было узнать о настольных играх и о том, что они становятся ведущими в 6-7 лет. Правда, это, совершенно, не про нашего ребенка, который с 4 лет обожает такие игры.

Мария Дульцева, Лэпбуки как средство обучения в семье
Дальше я заглянула к Марии Дульцевой посмотреть на Лэпбуки. Интересный способ классификации информации для детей различного возраста, раньше встречала такие тематические альбомы у мам, которые методично занимаются ранним развитием ребенка. Честно говоря, я пока не вижу в лэпбуках большой необходимости. Не знаю насколько ребенку это интересно. Не смогла пообщаться с Марией на эту тему, сын требовал внимания - пришлось уйти, чтобы не мешать другим.

Семейная секция
На семейной секции было много интересных докладов. Мне не удалось послушать, но опыт такого множества родителей вдохновляет. Надеюсь посмотреть запись этой секции.

Секция специалистов
ДРЦ "Жираф" Ноосферное образование
Что-то космическое было в названии доклада, мы с сыном немного опоздали, но суть я, кажется, уловила. Было удивительно увидеть нашего первого Монтессори педагога к качестве одного из докладчиков.
Насколько я поняла, в этой образовательной системе по-особому выстраиваются уроки, их еще называют биоадекватными уроками. В ходе урока задействованы все 5 органов чувств, используются физические упражнения, правополушарные техники, техники гармонизации и оздоровления.
Времени было немного и вопросов задать не удалось. Говорят, что система основана на новейших открытиях во многих областях науки: генетики, физики, нейрофизиологии, психологии, медицины, педагогики.  Система создавалась в России. В интернете много информации. Интересно посмотреть как проходят подобные уроки и, что они могут дать ребенку.

Наталья Комольцева, Социализиция детей семейников - наблюдения
Дальше был доклад Натальи Комольцевой про социализацию детей семейников. Мне как маме дошкольника, которая уже беспокоится о социализации своего ребенка доклад был особенно интересен. Было интересно услышать маму четверых детей, которая увлечена своим делом.
Одна из дочерей Натальи также выступила в конце доклада, рассказав о своих увлечениях и своем обучении.
После доклада Натальи мне стало спокойнее. Мы взрослые часто волнуемся раньше времени, что у ребенка не будет друзей, ему не с кем будет общаться. В процессе доклада я осознала, что если человеку суждено найти лучшего друга, то это непременно произойдет и не важно учится человек в школе или дома. И не нужно принимать решение за ребенка и с первого класса лишать его школы, возможно, пройдя подготовительные курсы или начало первого класса, вы вместе примете уже осознанное решение.
Родителям важно создавать пространство для общения и Наталья рассказала о своей школе "Далекая радуга" - интересный формат выездных тренингов. Будет интересно присоединиться к ним после 7 лет.

Александр Беляков, Семейный лагерь "Время роста"
Далее Александр Беляков рассказал о семейном лагере "Время роста", в этом году они в Испании. Мне очень интересен такой формат отдыха, обучения, общения и развития.
В этом году мы вряд ли куда-то решимся выехать, а на следующий год я этим вопросом пожалуй займусь.

Екатерина Голубева, Роман Запатрин “Старый новый парк”: Сотворческий волонтерский проект для взрослых и детей
Екатерина Голубева рассказала о волонтерском проекте "Старый новый парк".  Екатерина очень увлеченный, вдохновленный и вдохновляющий человек. Она так рассказывала об эмоциях детей, которые делают  важное дело, которые в качестве приза видят сложную работу, которые обживают пространство, только что расчищенное ими самими, которые строят лабиринты и предлагают десятки идей, как и что еще улучшить. Мне самой захотелось туда. Говорят принимают с детьми 8 лет или только детей:) не помню. Но очень крутой проект - О том, как детям дать возможность ощутить радость от волонтерской деятельности.

Ирина Беляева, Дом Гнома  «Клуб для семейных школьников «Школа в Доме Гнома». Практический опыт
Ирина Беляева рассказала о Доме Гнома. С Домом Гнома я познакомилась недавно, мы были там на игротеке Жени Кац, а также на паре семинаров для родителей.
У них удивительное пространство, коворкинг для родителей с детьми и у них создан клуб семейных школьников. Очень интересный и близкий мне подход. Детям не обязательно каждый день учиться (в обычной, да и частной школе), у них может быть множество увлечений кроме школы, а для этого нужно время и школа, особенно начальная, забирает это время. Внимательно слежу, как будет развиваться дальше этот проект. Ирина собрала людей действительно увлеченных своим делом.

Майя Дмитриева, Философия для детей: Развитие навыков самостоятельного мыслетворчества
К сожалению, доклад о философии для детей я пропустила, так как мой маленький философ требовал к себе внимания, будет интересно посмотреть запись доклада.
Вообще тема философии как объединяющей науки давно меня интересует, интересно услышать мнение практика:)

У меня честно уже не было ресурсов, чтобы слушать о Вальдорфском и Реджио подходе, об изучении математики по методе Монтессори. Все это безумно интересно, и хоть каждый отстаивает свой метод, мне кажется, что в основе лежат примерно одинаковые гуманистические идеи. Я сейчас погрузилась в метод Монтессори, интересно будет сравнить с другими методами.
Мы сделали небольшой перерыв и вернулись к круглому столу.

Круглый стол
Цели образования в современном мире и семейное образование как способ их достижения
Круглый стол был итогом конференции и спикеры выделили 5 ключевых целей образования:
  • Формирование "добродетельного" человека (гражданина). Добродетели: мужество, справедливость, умеренность, благоразумие. Педагогика, как часть политики (учения о создании общего блага)
  • Формирование мудрости (теоретической и практической), инструменты формирования мудрости
  • Ответ на вызов времени. Инструменты выбора, критерии, Познание самого себя, Инструменты для преодоления стресса
  • Человек разумный. Не рассудок, но разум. Развитие духа.
  • Создание инструментов формирования субъекта (а не объекта образования). Формирование сообществ субъектов. Инструменты: мышление, компетенции самопознания, ресурсные состояния. Способность создания "Образов жизни"
Участники круглого стола также дополнили:
  • Развитие и сохранение любознательности.
  • Формирование творческой личности
  • Образование как извлечение заложенного, раскрытие
  • Сохранение способности учиться
  • Развитие гибкости и толерантности
Для меня все эти цели складываются друг в друга как матрешка.
Так человек, достаточно мудрый и разумный, живущий в соответствии со своей внутренней дисциплиной, объединяющей все добродетели сможет понимать себя, находить нужные ресурсы (в то числе для преодоления стресса) и действовать каждый день, объединяясь с такими же людьми в сообщества, сплоченные общими идеями и ценностями и способными выстраивать сообщества другого уровня для реализации еще больших целей. И именно образование может помочь развить все эти компетенции у человека.
И теперь спускаясь вниз мне предстоит найти ответы на вопросы:
  • В чем же для меня цель образования меня и моих детей?
  • Что является продуктом деятельности нашей семьи?
Это глобальные вопросы, а дальше можно спускаться на уровень задач и отвечать на вопросы:
  • Какие компетенции нужны для реализации этих целей?
  • Что нужно сделать для реализации этих целей?
  • Какое окружение необходимо для реализации этих целей?
Ответы на эти вопросы - непростая родительская задача. Но если мы и наши дети хотим быть постановщиками задач в нашей собственной жизни, придется начать отвечать на эти вопросы.

Что было наиболее ценным
Я окунулась в сообщество думающих людей, размышляющих о смыслах и ценностях своей жизни. Людей, которым важно, что-то созидать в этом мире.
Для себя и своей семьи я только начинаю осознавать цели будущего образования. И эта встреча показала мне, что я не одна, есть целое сообщество людей, которые движутся примерно в одном направлении.

Ложка дегтя. Что можно было бы улучшить?
  • Микрофон не повредил бы.
  • Сложно было понять, где что идет. Возможно какие-то стойки рядом с входом в аудитории с названием текущего доклада спасли бы ситуацию.
  • Очень насыщенная конференция. Осознать, усвоить за один день нереально. Возможно следует разбить секции на пару дней.
  • Хотелось бы больше деятельного подхода в семинарах, больше взаимодействия с аудиторией, возможности ответа хотя бы на несколько вопросов.
Спасибо огромное организаторам конференции!
Вы смогли собрать интересных людей и создать такое пространство, в котором появляются новые мысли относительно будущего образования (и не только) для себя и для детей.

теория, наши встречи, современная школа, новый закон об образовании (Россия), будущее образования

Previous post Next post
Up