Опыт «расшколивания»

Nov 02, 2014 13:50

Все мы привыкли к тому, что, если ребенок не справляется со школьной программой, значит, проблема в нем. Значит, нужно что-то делать, чтобы «подогнать» несоответствующего ожиданиям школьной системы ребенка под заданные стандарты. Над родителями, как правило, висит домоклов меч вбитых еще в детстве в подсознание установок  о том, что, если человек не справляется со школьной программой, то будущее его предопределено и достаточно грустно. Он не получит дипломов об образовании, не выучится, не найдет хорошую работу, не сможет прокормить себя и в результате плохо закончит. С такой перспективой, конечно, для родителей все средства становятся хороши, чтобы избежать этого сценария. В ход идет все, начиная от круглосуточных сидений за уроками с целью «вбить в голову знания» до привлечения на помощь медицинских препаратов, которые должны сделать из плохо обучаемого ребенка хорошо обучаемого. Однако все эти средства если и ведут к какому-то результату, то только за счет психологического комфорта всей семьи. Родители сами своими руками превращают в ад жизнь чада и всей семьи. А что если взглянуть на проблему под другим углом? Вот что пишет в своем блоге мама мальчика-анскулера (источник http://unschooledliving.blogspot.com/2011/11/deschooling-story.html):
«Мой сын превратился из яркого, счастливого, просто волшебного ребенка в безрадостного, крайне беспокойного и нелюбопытного мальчика. В школе его хотели посадить на Риталин, хотели чтобы он стал обучаемым и хотели подвергнуть его терапии, и я, как идиотка, согласилась с этим. К счастью для нас обоих, я неожиданно пробудилась и увидела своего настоящего ребенка. Он был несчастен. Его жизнь была кошмаром - одна скучная обязанность за другой, он был вынужден делать вещи, которые ненавидел и которые его заставляли делать те, кто имел над ним власть, и которым не было видно конца в обозримом будущем. Эта мысль отрезвила меня - я считала требования системы более важными, чем потребности моего ребенка! Осознание этого заставило меня переосмыслить все, что касается жизни и обучения, по-настоящему взглянуть на вещи, которые раньше в течение всей моей и его жизни я принимала неосознанно и необдуманно. К моему глубочайшему сожалению, осознание этих вещей заняло у меня очень много времени. Как я могла быть настолько слепа? Как следование стандартам могло быть для меня важнее, чем его самочувствие? Это меня действительно ошеломляет.
Также у нас были постоянные конфликты во взаимоотношениях - казалось, я была вынуждена вести непрерывную борьбу по любым вопросам, будь то домашняя работа, купание, приемы пищи, время ложиться спать, уроки игры на скрипке. В семьях, которые обычно показывают по телевидению, такая борьба с ребенком означает, что вы хороший, заботливый родитель. В реальной же жизни правда заключалась в том, что он мне не доверял. А должен ли был? Он был в моей власти, и его жизнь была адом. У меня были возможности помочь ему, а я ими не пользовалась.
Ему было 11, когда я забрала его из школы и у нас начался процесс дескулинга, очень длительный. Он продолжался около 18 месяцев и только недавно мы начали переходить из него в анскулинг. Ему понадобился весь прошлый год или около того, чтобы излечиться и вновь открыть себя и свои интересы. Мне нужно было это время для того, чтобы переориентировать себя на новый путь мышления, который касался не только обучения, но и любви, взаимоотношений и того, как стать родителем, заслуживающим доверия. В течение 8 или 9 месяцев Оскар просто отогревался в комфорте среди кинофильмов, телевидения, видеоигр, а также экспериментировал с графиком сна. Он не хотел ничего «изучать» (хотя в действительности он так или иначе многое узнавал из тех же сериалов «Доктор Кто», «Звездный путь», «Жизнь Зака и Коди», «Удивительная гонка», а также сотен бесед, которые мы вели, когда я составляла ему компанию). Как мог он думать об учебе, когда он  длительное время находился в таком беспокойном нестабильном  состоянии? Как мог он думать об учебе, когда ему всеми силами отключали природное любопытство окружающие его взрослые, которые тащили его от одних скучных заданий к другим, с тех пор, как ему исполнилось пять лет. Он был слишком занят, пытаясь выжить эмоционально, чтобы что-то могло привлечь его внимание. Сейчас мы видим изменения и у него появилось множество интересов - кулинария, озвучивание, химия, написание комедий, эпоха Возрождения (благодаря Мерлину и BBC!) и еще очень много всего. Он должен был найти в себе спокойный мирный уголок, прежде чем начать украшать его знаниями»
В многочисленных спорах о том, где и как лучше получать знания, мы часто слышим такой аргумент против домашнего образования: «конечно, хорошо, если один из супругов хорошо зарабатывает, а второй может позволить себе сидеть дома с детьми, а если работать вынуждены оба? Или это вообще одинокая мама и ее заработок является единственным доходом семьи? Кто будет заниматься обучением ребенка?»
Мама Оскара делится своим опытом.
«[Эта часть посвящена мамам, которые хотят совместить анскулинг с работой на полный рабочий день]
Я - одинокая работающая мама, которая практикует анскулинг. Создайте у себя на работе пространство, где ребенок сможет обустроиться и расслабиться. Наполните его книгами, играми, DVD, творческими наборами - чем-то, что обычно приносит ему удовольствие, если предоставить свободу выбора. Обеспечьте закусками. Несколько раз в неделю можно заказывать обед с доставкой и обедать вместе. Моя жизнь с ребенком стала просто замечательной. Я вновь завоевала его доверие и он просто расцветает. К нему с удвоенной силой вернулось природное любопытство. Но это потребовало терпения от меня, плюс веры в то, что мой ребенок ценен и совершенен сам по себе, от рождения. Гораздо больше веры, чем мне требовалось при следовании общепринятым методам и нормам.
Оскар очень хорошо объяснил мне это своими «Пугающими посланиями» тогда как сама я была как во сне и ничего не замечала».
Кстати, чистый анскулинг, мало где разрешен в мире. Так что, так или иначе, детям придется проходить какие-то тесты, чтобы не привлечь внимание органов опеки. Вот ответ тем родителям, которые беспокоятся о том, что если не стоять у ребенка над душой с многочисленными заданиями, то он совсем ничего не будет знать.
«И, если вы беспокоитесь об учебе, то Оксару недавно пришлось сдать тест, согласно закону нашего штата о хоумскулерах. Он везде получил проходные баллы. Где-то средне сдал математику и английский язык и попал в лучшие 20% по чтению. И это все, не имея, ни одной рабочей тетради». И не посетив ни одного школьного урока.
Вывод напрашивается сам собой. Дети в школе слишком заняты другими проблемами, чтобы учиться и познавать. Как не подвергнуться остракизму со стороны одноклассников, если ты чем-то отличаешься от них? Как заслужить их уважение? Как понравиться учителю? Или получить высокую оценку, выполнив большое количество одинаковых скучных упражнений? У них не остается времени на исследование мира. Вдобавок сильно портятся отношения между родителями и детьми, нарастает непонимание, которое даже если не приведет к плачевным последствиям, все же сильно сказывается на психологическом климате в семье. Все это приводит к проблемам со здоровьем и к новым проблемам в школе. Порочный круг замыкается и выход только один. Попробовать посмотреть на проблему под другим углом. Позволить себе услышать своего ребенка.

международный опыт, анскулинг

Previous post Next post
Up