Мои дети не ходили в сад, но ходили в школу (старший 5 лет, младший 2), теперь мы на домашнем. Дети всегда отличались креативностью и творческим жжением, школа не особенно это приглушила (хотя по старшему замечаю). Сейчас мы набираем кружки и доп. занятия, чего раньше почти не случалось из-за школьной нагрузки, в связи с этим у меня появились вопросы.
Сегодня посетили день открытых дверей на Станции Юннатов (Екатеринбург) - и прекрасно было заметно, что мелкая детвора, как правило, открыта, спонтанна и решительна: все трогают, спрашивают, везде лезут. Старшие детки и школьники уже "в рамках": когда мы зашли в кабинет экологического мониторинга с микроскопами, счетчиком Гейгера и прочей радостью, - вот только мои кадры измеряли радиационный уровень, сравнивали кислотность слюны друг друга и всячески "бесчинствовали" с приборами за спиной у преподавателя. Другие ребята - 6, 8 класс, вежливо записывались и будто ждали, что потом они придут на занятия - им все расскажут и дадут потрогать. Преподаватель комментировала это: "Старшие школьники уже не так живо и не с таким интересом относятся к науке, а младшие все воспринимают творчески, поэтому если начинать учить их в младшем возрасте, они совершенно иначе занимаются наукой позже. Но мы берем только старших".
Еще зарисовка: сегодня первое занятие на ЛегоКомпе, где на материале Лего детям показывают разные инженерные штуки и помогают собирать и программировать роботов. Мои мальчишки огорчились, что собирать конструкции часто нужно по простой схеме (а не тестить собственные идеи), где-то приходится работать в парах, они бы хотели самостоятельно возиться с конструкторами и заниматься в одной группе, чтобы составить пару и не тратиться на договоренности с новыми людьми. Старший расточал потом печали на тему: "Я будто снова оказался в школе, даже преподаватель в коридоре сделала такое движение рукой, как завуч или директор, когда прокладывает себе путь в толпе учеников", и: "Зачем мне учиться взаимодействовать с неудобными людьми, ты такая зануда, мама". В итоге - зачем мне этот их регламент.
Как вы подбираете кружки детям? Объясняете ли, что регламент и разные организационные моменты - это данность, с которой нужно как-то обходиться (а не бежать, фыркая и отплевываясь)? Как помогаете детям соприкасаться с "почти-школьной" реальностью? Настаиваете ли? С одной стороны, я очень рада детской инициативности и самостоятельности, а с другой стороны, понимаю, что без "общака" в жизни не обходится, и опасаюсь, как бы они из-за нежелания преодолевать социальную инертность или шероховатость, не лишали себя многих возможностей сейчас и в будущем.