Жизнь после школы

Aug 13, 2014 15:14

Прочтение поста "Немного философии перед началом школы" всколыхнула и во мне самые разные мысли, которые, так или иначе, обдумываю несколько последних лет.
Самое сильное утверждение этого поста - школа и в виде СО влезает в твой дом, напрягает и давит, создает гонку. То есть и СО - не идеальный выход, а просто более мягкий вариант.
С чем-то согласна. Но как мама выпускницы и стремительно подрастающих подростков, я все чаще думаю, что "губит детей не школа, губит детей... ВУЗ". Согласных со мной не нашла никого. И тем не менее, даже в своем одиночестве, не могу переменить свое мнение.
Поясню свою мысль.У школы не было бы такой удушающей власти над ребенком, если бы не тот комплекс мероприятий, который ждет ребенка по ее окончании. С самого первого класса детей стращают несдачей ЕГЭ. А несдача ЕГЭ - катастрофа и жизнь насмарку. Значит, ты не поступишь в престижный ВУЗ, мальчик оденет кирзовые сапоги, девочка пойдет расставлять шампуни в Пятерочку. И, скажу я, если этот же Дамоклов меч висит и на СО - домашняя учеба может быть отравлена ничуть не хуже. Тут уже не просто гонка к аттестациям, а гонка к 100 баллам и Олимпиадам. Жить и наслаждаться детством некогда, ибо преступно.
Настоящим откровением для меня стало выступление одного американца на мартовской конференции по СО в Питере. Все его дети учились дома, и после освоения школьной программы никуда не поступили. Джеффри заявил, что колледжи в Штатах тормозят развитие личности, а дома есть академическая свобода. И работодатели в Штатах отлично знают уже, что диплом ничего не означает. И что его дети не нанимаются на работу, а нанимают сами. И что его сына 3 раза приглашали преподавать в местный колледж, суля все большую зарплату, хотя у него нет степени. И парень отказался, не желая отвлекаться от собственного бизнеса.
Также Джеффри привел примеры детей, изучивших дома то, что всегда изучалось в университетах. Одна девочка заинтересовалась древнефранцузским языком, потому что узнала, что есть не переведенные на современные языки труды Реформаторов. Англоязычный ребенок к 14 годам изучил устаревший французский лучше профессоров и свободно читал интересующие тома. Другой подросток открыл школу других древних языков и преподавал в ней взрослым за деньги. Основной посыл - ты можешь изучить что только захочешь, дома у тебя есть академическая свобода!
 Не секрет, что наша высшая школа находится в глубоком кризисе. Некомпетентность многих выпускников поражает воображение. Молодые врачи - вообще что-то с чем-то. Градус бестолковости в обществе зашкалил. Хочу ли я отдать детей в эти вузы? Хотят ли они туда сами? Не пропадут ли бесценные молодые и здоровые 4-6 лет? Более того, не навредят ли эти годы, проведенные в Системе, пусть и в другом обличьи?
Вот я и думаю - есть ли продолжение СО после школы? Какое оно в России? Заочка? Самообразование с таким уровнем мастерства, которое перешибет все вопросы о дипломе?
Пока все эти мои вопросы остаются без ответа, мы со старшей дочкой (ей 16) взяли таймаут. Она окончила 11 класс 2 месяца назад, если что, у нее аттестат особого образца с отличием и егэ: русский 76 и математика 64. То есть мысли о жизни без вуза не от безысходности и трояков. Мы решили, что в этом году она будет серьезно заниматься английским и просто жить. Работать где захочет (уже вовсю работает), знакомиться с людьми, пробовать новое. И, кстати, 11 класс у нас был очень спокойным с того момента, как мы решили, что дочка сдаст только 2 обязательных егэ на любые баллы, лишь бы получить аттестатт. Это было чувство пьянящей свободы.

А вот средний сын хочет стать врачом. И без диплома никак. Тут у меня такие мысли: не ждать вуза. Изучать медицину до него и помимо него. Отметать всякий бред, насаждаемый в институте. Все подвергать сомнению. Читать публикации на спорные темы на других языках. Сверять аллопатию с гомеопатией, узнавать разные подходы. Не позволить себя оболванить. Пусть основное образование станет самообразованием, а вуз для галочки, ну и взять оттуда если что будет путного.

Ну и вообще, разве не логично, что у нестандартного нешкольного детства должно быть логичное продолжение?
Previous post Next post
Up