Наш человек
aphika перевела статью с сайта "Жизнь без школы" (
The Life Without School) о том, что такое анскулинг в понимании американских анскулеров. Грозится ещё и про социализацию перевести.) Enjoy.
Добро пожаловать в жизнь без школы!
Для кого-то эта жизнь начинается с сознательного выбора, который делаешь всей душой. Для кого-то - с поиска новых возможностей и альтернатив. Кто-то следует за внутренним побуждением удовлетворить потребности ребенка. Независимо от того, что привело каждого из нас к этому образу жизни, у всех нас общие намерения, которые точнее всего отражаются в вопросе: "Что лучше для моего ребенка?" Жизнь без школы подходит не для каждой семьи и не для любого ребенка. Но для многих это - обоснованный и ценный выбор.
Образ жизни в каждой семье, живущей без школы, очень разный. Мы все по-своему реализуем нашу потребность и право нести ответственность за свою жизнь, семью и собственных детей. Образ жизни нельзя подогнать под какой-то стандарт. Жизнь можно сравнить со шведским столом, предлагающим огромный выбор и многообразные возможности. Каждый проживает собственную жизнь и учится по-своему. Как описала свою жизнь с детьми одна мама-хоумскулер: "Это что-то живое и дышащее".
Наш сайт рассказывает о жизни без школы. Мы все - реально существующие люди, которые верят, что сделали ценный и обоснованный выбор. Наша общая цель - помочь утвердиться в выборе в пользу домашнего образования всем, кто встал на этот путь.
Что такое анскулинг?
"В чем нуждается ребенок? Не в новых улучшенных учебных планах, а в доступе к настоящему живому миру; в большом количестве времени и пространства, чтобы осмыслить собственный опыт, чтобы фантазировать и играть, наделяя этот опыт тем или иным значением; в добром совете, в картах и путеводителях, чтобы легче добраться туда, куда он хочет, (а не туда, куда он, по нашему мнению, должен идти) и отыскать то, что он хочет. "
- Джон Холт
Джон Кэлдвелл Холт, реформатор образования и защитник домашнего обучения, придумал термин "анскулинг" в начале 1970-х годов, когда рекламные щиты и ролики демонстрировали поп-арт Питера Макса: женщину с крыльями бабочки, которая вдохновляет мир измениться и пойти на бунт вместе с "uncola" (прим. - рекламный слоган напитка "7 up"). Понятие "анскулинг" (англ. "unschooling") охватывает деятельность по воспитанию и обучению детей вне образовательного учреждения без переноса школьной модели в стены дома.
Холт, у которого не было собственных детей, работал педагогом. Он начал развивать свои идеи, основываясь на наблюдениях и записях, сделанных за первые 11 лет работы в школе. Эти записи были собраны воедино и изданы в 1964 году в виде книги под названием "Как дети терпят поражение" ("How children fail"). В 1967 году выходит вторая книга Холта - "Как дети учатся" (How children lern"). Изначально Холт занимался проблемой адаптации ребенка к системе образования. Дальнейшие наблюдения привели его к выводу, что система образования должна адаптироваться к ребенку, поскольку дети учатся неодинаково, и Холт занялся вопросами реформирования самой системы. В конечном счете, он пришел к выводу, что система слишком инертна и жестка, чтобы быть гуманной по отношению к каждому конкретному ребенку, и стал защитником домашнего образования. Он стал покровителем не только нового движения за домашнее обучение, но и ребенка как личности, наделенной правами, одним из которых является право учиться с достоинством.
В дальнейшем, до момента своей кончины в 1985 году, Холт написал много материалов по проблемам образования, к которым родители, педагоги и хоумскулеры обращаются и поныне. Помимо этого, он оказывал поддержку растущему сообществу хоумскулеров, публикуя новаторское периодическое издание - "Растем без школы" ("Growing without schooling"). Это было первое издание такого рода в США, и оно на несколько лет стало жизненно важным источником информации и поддержки для людей, занимающихся домашним обучением. Холт сформировал пейзаж хоумскулинга, неустанно пытаясь соединить родителей с источником подлинного, динамичного обучения - ребенком, который от природы наделен способностью учиться. Его наследие живо в кругах хоумскулеров, анскулеров и за их пределами. Его идеи питают тех, кто пытается обрести новое понимание современного образования, тех, кто стремится к обществу, свободному от школы и тех, кто хочет реформировать нынешнюю образовательную систему. Результаты деятельности Джона Холта увидели свет в издании "Растем без школы" усилиями его единомышленника, Пэта Фаренги; последняя публикация вышла в 2001 году.
Анскулинг берет свое начало в зародившемся в конце 1960-х годов движении за домашнее обучение, на которое оказали влияние такие прогрессивные педагоги, как Джон Дьюи и А.С. Нил. Еще до того, как Холт ввел свой термин "анскулинг", родители уже занимались образованием своих детей вне рамок общеобразовательной школьной системы. Методистов учебных программ для хоускулеров не существовало, поэтому многие из этих родителей, как правило, не пытались воспроизвести дома школьную систему. Хелен Хегенер, соиздатель "Журнала домашнего образования" ("Home Education Magazine"), которая сама обучалась дома в начале 1970-х и обучала детей дома в 1980-х, рассказывает: "Анскулинг был первой новой волной, которая родилась из альтернативного движения 1960-х годов. В конце 60-х - начале 70-х годов основой движения были те, кого исключили из школы, и они обучались дома не из религиозных соображений, а из образовательных и жизненных.
Холт, дав название новому явлению, сфокусировал внимание на его концепции и на общественном движении. Он говорил и писал о хоумскулинге, издавал первую газету, журнал, в которых поддерживал родителей, решивших обучать детей вне институциональных и философских рамок образовательной системы, которую мы знаем по сей день. Он сумел проникнуть в суть явления, основываясь на своем практическом опыте педагога, осветил путь, на который многие уже готовы были ступить. Холт вдохновлял людей на переосмысление образования.
По словам Хегенер, деятельность Холта "придала невозмутимую уверенность" уже существующему сообществу анскулеров, которые прежде называли себя хоумскулерами. Многие из них до этих пор не имели нужды или желания заявлять о себе, как об анскулерах.
В ноябре 1977 г. Холт впервые употребил термин "анскулинг" во втором выпуске "Растем без школы". Он писал, что этот термин уместен в том случае, когда мы говорим "об изъятии ребенка из школы". Сюзанна Шеффер, редактор "Растем без школы", говорила, что изначально Холт использовал термин "анскулинг" как синоним понятия, которое мы сейчас называем "домашнее обучение". К 1979 году оба понятия используются попеременно, а к началу 80-х годов "хоумскулинг" становится термином-обозначением всего сообщества, тогда как понятие "анскулинг" начинает ассоциироваться с особым видом домашнего обучения. В это же время стало набирать обороты христианское движение за домашнее обучение, спровоцированное изменениями в налоговом законодательстве, из-за которых закрылись многие приходские школы. Под влиянием христиан-фундаменталистов, мечтающих о возрождении приходских школ в домашних стенах, в устоявшемся сообществе хоумскулеров появились методисты с учебными планами. Хорошо организованное движение христиан за "школу на дому", стало доминировать в хоумскулинге, как внутри самого сообщества, так и за его пределами. Для несведущего человека хоумскулинг стал ассоциироваться с фундаментальным христианством и с копированием школы в домашних условиях. Уникальное восприимчивое сообщество, которое когда-то стало основой движения хоумскулеров, в глазах общественности растворилось в христианском движении, которое в то время занимало доминантное положение. Хоумскулинг стали воспринимать, как движение христиан, которые выступают против влияния секуляризации на их семьи, но не отрицают стандартную образовательную модель государственной или частной школы; как движение фундаментальных христиан за "школу на дому".
В конечном счете, понятие "анскулинг" стали считать особым видом хоумскулинга, каким его и описывал Холт: обучение в свободной форме, основанное на индивидуальном подходе, которое возможно только в том случае, когда школа не переносится в стены дома. "Учебной комнатой" становится весь мир, акцент переходит с учебного плана на интересы, стремления, мотивацию, цели ученика. Такое обучение личностно ориентировано и движимо врожденным инстинктом человека учиться, любопытством, желанием чувствовать себя компетентным, быть целостной личностью и даже просто желанием развлечься. Человек учится, когда он активно вовлечен в свою собственную жизнь, и тогда сама жизнь становится для него обучением. Чтобы учиться, человеку (в том числе, и ребенку) вовсе не обязательно, чтобы его учили. Наоборот, "непрошенное" обучение может навредить естественному познавательному процессу. Джон Холт блестяще выразил эту идею, сказав: "С позиции природы, человек - это животное, которое учится. Птицы летают, рыбы плавают, а человек думает и учится. Поэтому нам не нужно пытаться мотивировать ребенка к обучению лестью, подкупом или угрозами. Мы не должны лезть к нему в голову, чтобы убедиться, что он и правда учится. Все, что от нас требуется - это оказать помощь и поддержку, когда ребенок об этом попросит, выслушать ребенка, когда он захочет высказаться, а затем отойти в сторону. Будьте уверены, остальное он сделает сам".
Люди, которые не ходят в школу, склонны ничего не принимать на веру. Это касается и авторитетов, и власти, и "статуса кво". Они живут и учатся вне общепринятых рамок, руководствуясь собственными побуждениями. Некоторые из них могут пользоваться услугами наставников, учителей, руководителей, помощников, но никто не ограничивает себя этим. Родители могут играть роль наставников, помощников, компаньонов по обучению; людей, которые заботятся, дают совет, поддерживают. Отношения строятся по аналогии с теми, что существуют в природе: родители могут быть как учителями, так и учениками; дети могут быть учениками и учителями. Анскулеры живут и учатся вместе. Ценен опыт, который мы черпаем из жизни, а учебный план может пригодиться только как инструмент, да и то не всегда. Анскулеры учатся, действуя, исследуя, экспериментируя, испытывая и просто играя. Кроме того, они могут учиться и в форме уроков. Анскулеры ценят самосознательность, личную ответственность и личный выбор.
Анскулеры подвергают сомнению даже сам анскулинг. Действительно, что же это на самом деле? Смысл любого понятия со временем меняется, если человек или группа людей привносят в него собственное понимание. Кто-то понимает явление "анскулинг" широко - как обучение ребенка вне школы; кто-то, будучи анскулером, руководствуется трудами Холта и других авторов в этой области, а также жизненным опытом - своим и окружающих. Кто-то не называет себя "анскулером", хотя, по сути, использует эту модель, изменяя ее на свой лад. Для кого-то анскулинг существует там, где действует ключевой принцип родительства - "не принуждай". Холт придавал большое значение правам ребенка и исследовал влияния свободы на ребенка в своих книгах "Свобода и по ту сторону" ("Freedom and Beyond") и "Побег из детства" ("Escape from Childhood"). Сквозная тема книг Холта - это защита интересов детей, которые живут и учатся свободно, без страхов и ложных представлений, навязанных обществом.
Хотя Холт никогда не формулировал принципов, которые легли в основу анскулинга, он разделял довольно бескомпромиссные взгляды относительно детства. Анскулеров, которые руководствуются принципом "не принуждай", часто называют "радикальными". Конечно, многие из тех, кто имеет отношение к анскулингу, называет себя анскулерам или радикальным анскулером, могут пренебречь любым определением.
Большинство родителей анскулеров придерживаются неавторитарного стиля воспитания. Как правило, уважение к ребенку является центральным звеном анскулинга, поскольку задача всего процесса - наделить ребенка все большими правами и возможностями. Деспотичная структура и жесткие правила противоречат философии анскулинга. Обычно анскулеры стремятся к сотрудничеству, взаимодействию, созданию индивидуальных условий для всех членов семьи. Безусловно, все индивидуально: каждый ребенок и каждая семья существует в неповторимых условиях, имеет собственные потребности и нужды. Именно поэтому анскулинг всегда претворяется в жизнь по-разному.