В журнале для хозяек за 1915 г приведена статья В. Петровского о развитии детей. Мне она показалась очень актуальной, поэтому решила ее здесь разместить.
1. Понятие и психологические основы умственного развития
Развитие умственных способностей человека совершается в двух направлениях - в сторону 1) материального развития, состоящего в накоплении знаний, в виде ясных и точных представлений, т. е. в приобретении того материала, над которым человек может производить некоторую умственную работу; и 2) формального развития или приобретения способности производить эту самую работу, перерабатывать и анализировать умственный материал и придавать ему известную форму, т. е. мыслить.
Иначе говоря, эти два направления умственного развития составляют как бы его количественную и качественную стороны.
Истинное умственное развитие должно пониматься не как количество знаний, а как свобода и легкость, с какою эти знания приходят на ум. Проф. Каптерев указывает, что «формальное развитие есть не что иное, как высшая степень материального развития, его одухотворение и оплодотворение, поднятие на более высокую ступень работоспособности человека».
Тем не менее, в основе умственного развития должно неизбежно лежать материальное развитие, так как формальное развитие неотделимо от материального и проявляется только на последнем; каждая ступень материального развития дает и ступень формального.
Однако, на практике нередко наблюдается, что материальное развитие не влечет за собой формального, следствием чего являются люди, обладающие хотя и большими знаниями, но наделенные холодным умом, лишенным глубины и проницательности, не способным ни видеть истины, ни чуять природы. (Даже в обыденной жизни различаются люди «знающие» и «понимающие»). Причиною этого является неправильное руководство развитием ребенка, не умение использовать воспитательное значение сообщаемых ему знаний и процесса их усвоения.
Знание ценно лишь в связи с собственным творчеством и способностью мышления, и обучение должно быть построено таким образом, чтобы целью его было развитие творческих способностей и собственной мысли учащегося; знание же должно служить средством к достижению этой цели, и лишь после этого оно может приобрести и самостоятельную ценность.
Эта задача и составляет проблему педагогики в отношении развития умственных способностей - проблему, разрешение которой основывается на изучении психологической стороны процесса умственного развития.
Значит, как мы уже видели, основой материального, а следовательно, и вообще умственного развития, является накопление представлений, которое совершается следующим образом:
Воспринимая какие-либо впечатления в виде отдельных фактов, предметов и явлений окружающей жизни, действующих на внешние чувства, центры психической деятельности человека претерпевают раздражение; если это раздражение не проходит безследно и сознается нашей духовной организацией, то его результатом является ощущение, которое сохраняется в нашей душе в виде следа данного ощущения; вызывая этот след в сознании, уже в форме представления, мы возстановляем уже пережитыя нами ощущения. При этом, чем большею возбудимостью обладают следы, тем свободнее проявление умственной деятельности, тем легче мышление, а следовательно, тем больше формальное развитие; иначе говоря, количество следов определяет материальное развитие, а их качество (возбудимость) - формальное.
Таким образом, процесс создания представлений проходит путь: впечателние, ощущение, представление; исходной точкой этого пути является впечатление; следовательно, материальное развитие и должно начинаться с внешнего восприятия впечатлений, другими словами - с наглядного ознакомления с предметами.
Это путь личного опыта и является первоначальным путем естественного саморазвития ребенка.
Оригинал взят у
book_palace в
"Журналъ для хозяекъ" 1-го апреля 1915 г.
Формат: PDF.
Размер: 192.32 Mb.
Программы для чтения файла: Adobe Acrobat, Adobe Reader.
Чтобы скачать, нажмите на картинку справа.