Хотим познакомиться и немного рассказать о нашем, ещё небольшом опыте ДО.
У меня дочь 7-ми лет, решено учиться дома.
Мысли о ДО были давно, но была одна головная боль - как это все оформить, чтобы не иметь проблем с властями и т.п.
Хорошо, что у нас на Украине имеется такая
школа, в которой практикуют семейное обучение.
Все что от нас нужно - это приезжать туда 2 раза в год и аттестоваться. Школа находится в Крыму, в Симферополе. Чего ж не поездить туда 2 раза в год))))
Надо сказать, что методы анскулинга реально работают.
И хотелось бы по-больше опираться именно на интересы ребенка в данный момент, но как его сочетать с необходимостью аттестаций 2 раза в год - ещё не знаю. Но все-таки это дает возможность хотя бы в течении полугода учить/изучать что хочется в том ритме и режиме в котором хочется.
А почему это так важно? Учить/изучать что-то в период когда у ребенка к этому интерес ?
А потому что все получается тогда довольно легко.
Дальше про наш опыт.
Сейчас нам 7 лет. Все это происходило постепенно, точно не помню, но период от 5-ти до 7-ми лет.
Чтение - читаем, не очень быстро, но не по складам и если не забываем, то с выражением.
А как учились?
Я вообще не хотела учить чему-либо логическому до 5 лет( пока ещё должно развиваться правое полушарие и психо-эмоциональная сфера).
Но у ребенка задолго до 5-ти лет появился интерес к буквам, довольно сильный. Она про них спрашивала, их писала, запоминала их названия.
А я, можно сказать, не хотя, удовлетворяла ее любопытство.
Потом время вроде пришло и тянуть уже вроде как не куда, ведь буквы пишет, пишет даже слова, только спрашивает какие буквы надо писать и пишет.
В общем стала я ее учить читать...
Я объясняла что такое слоги и ребенок за мной повторял.
Однако она не могла сделать вывод что если п+а это па, то м+а это ма. Я нервничала, мне казалось " ну что тут не понятного".
Какое-то время я продолжила попытки, а потом наконец до меня дошло я поняла, что мучить ее и себя , раз она пока автоматом этого не понимает смысла нет.
Т.е. у меня было убеждение, что ребенок должен сам понимать как складывать буквы в слоги , если я показала как это делать с другими буквами...
а раз этого нет, значит читать нам рано...И забросили мы это чтение .
Она тем временем продолжила заниматься тем, чем ей нравилось и хотелось! А именно: писать буквы печатные, писать слова, она их записывала спрашивая какие буквы писать.
Что-то немного читала на вывесках и т.п. НО не более того.
Через некоторе время я опять решила ее "поучить" читать. Набралась заранее терпения )))) объяснять про слоги и не нервничать...А оно не пригодилось ))))
Учить особо уже и не пришлось. Объяснять про слоги уже было не нужно, все как-то само-собой в голове у нее уложилось и все.
Стали просто читать. Читала по буквам, делая из них слоги на ходу, отдельно по складам мы не читали.
Старалсь ее научить читать слово целиком - но это давалось с трудом, разве что слова из 3 букв.
Постепенно научились читать более или менее и опять забыли про это. Просто как-то само собой получилось, что перестали читать с ней и все... Сейчас и не вспомню почему, то ли у нее интерес пропал, то ли у меня. Через месяца четыре я вдруг спохватилась, что вот жеж жалко как, наверное она все забыла и вообще без постоянной тренировки стала читать хуже...
И опять я очень сильно удивилась, что читать она стала не хуже , а лучше! И сразу словами, конечно длинные и сложные слова она разбивает на части, но все равно было это уже совсем полноценное чтение.
Так что волшебные перерывы позволяют чему-то там уложиться в голове и потом освоить это без всяких трудностей и преград.
Это был очень важный вывод для меня!
Возможно, кто-то скажет , что в этом такого, но для меня важен момент, что не было никакого напряга с моей стороны и ее.
В общей сложности я не потратила времени " на специально научить читать". Разве что те пару раз, когда я безуспешно пыталась объяснить ей про слоги.
Математика. После чтения у нас возник интерес к математике, довольно сильный. Понятно, что до этого мы уже и цифры знали и считать научились и примеры решали простые.
Интересно, что математикой мы с ней занимались вообще исключительно только в маршрутках! Вот правда ни разу не сидели с ней дома за столом или просто даже на диване.
А в маршрутках, когда нечем заняться и она приставала с просьбой позадавать ей примеры -задавали, чего ж не задать))) Тут старались все е кто ездил с ней в маршрутках)))
Иногда она просила написать ей примеры на листике и она уходила их решать.
Конечно в маршрутках - это устный счет и разные способы как можно считать в уме. Но На пальцах тоже бывает пересчитывем пока ещё)))
Постепенно надоело просто считать в маршрутках на пальцах, стали осваиватть способы устного счета.
Потом стали считать десятками, сотнями, двойками и тройками.
И как-то само собой стало понятно, что можно объяснить про умножение на 2 и 3 и деление. Хотя бы попробовать.
И вот тут я помню, что единожды мы сели с ней за стол и я объясналя ей про все это на кучках из конфет, кажется. Просто я их раскладывала 3 по 2 , 2 по 5 и т.п., чтобы нагладно продемонстрировать что такое умножение и деление. Деление с простыми числами и по полам усвоили довольно быстро. Умножение тоже поняла и дальше мы опять в маршртуках стали тренироваться и всякие примерчики решать.
Надо сказать, что она ещё любит не просто примеры , а задачки и всячески всех насилует, даже когда с бабушкой по телефону болтает типо задай мне задачку.
Задачки - простые, такого типа: курочка снесал утром 3 яйца и вечером 4, а хозяйка 2 разбила.Сколько яиц осталось?
Кто первый начал эти задачки ей задавать и не вспомнишь, то ли она просить начала, то ли кто ее приучил к ним. Но точно не я, видимо бабушка наша.
Дальше ей захотелось считать большие числа. Когда вопросы " сколько будет миллионтриста + миллион двести" довели уже нашего папу ))))
Он не выдержал и сказал: "Хочешь научу складывать тебя числа любой сложности?"
))) ответ ребенка очевиден. И папа объяснил как считать в столбик. Ребенок освоил, с переносом десятка было сложнее, не сразу поняла, но сейчас уже и такие примеры решает.
Конечно, иногда со скрипом, но решает.
Что пошло с трудом, так это понятие "сдачи" Не понимала она долго задачки по типу: Молоко стоит 5 рублей, у меня 10 рублей. Я даю 10 рублей, сколько мне продавец даст сдачи и т.п.
Вроде и объясняла как считать, но не понимала до поры до времени. Сейчас ещё тоже не всегда понимает, хотя вроде как уже и разобралась что к чему в этих задачках.
Все это было до наших 7-ми лет. Сейчас мы только читаем, вместе. Берем уже более сложные тексты и читаем по очереди страничку я / страничку она.
Математикой не занимаемся вообще сейчас. Я вот иногда переживаю, что все забудет, а потом думаю..есть ведь уже опыт, что перерывы - плодотворны)))) И расслабляюсь.
Раз сейчас она не интересуется математикой значит не надо. Хотя вот устный счет без практики, наверное , все-таки становится хуже...
Ну поживем-увидим.
Интерес к письму у нее был с детства юног.
Сейчас, когда перед нами встал вопрос аттестаций и т.п. мне стало понятно, что надо учить ее писать "красиво" Т,е. прописи и все, что из этого вытекает. Вроде интерес есть, но дело это скучное, поэтому идет очень медленно. Меня радует, что все-таки она не отказывается выводить буковки.
Это единственный процесс который требует моего пристального внимания. Потому как надо контролировать, чтобы сидела ровно, чтобы ручку держала правильно и т.п. Она у меня левша и с держанием ручки не все у нас гладко. А чтобы научитьс бегло писать важно держать ручку правильно. Нашла хорошие прописи - распечатала, там полностью идет разленейка и буквы-примеры написаны посреди строчек. Получается, что она левша и не закрывает себе хороший пример написанной буквы и он всегда на виду. Ещё повесили таблицу с прописным большим алфавитом, дабы вдохновляться и обводить буковки, которые уже освоили.
Напишу ещё про английский язык. Его мы пошли учить в 5 лет. Хотела раньше, но мы вообще начали поздно говорить и я ждала, когда русский язык у нее усвоится.
Говорить,кстати ,начала сразу грамотно и довольно красноречиво, как на мой взгляд. Долго искала куда пойти на английский и нашла занятия англ. + методика монтессори. Привлекло именно то, что в соновном это разговорный англ. Занималась она 2р. в неделю по 3 часа, а последний год - 4 часа. На англ. надо сказать не только английский. Они также знакомились с природой, астрономией, математикой и т.д. т.п. Сейчас уже может составлять предложения на англ., - простенькие, конечно, не все окончания всегда правильные. Может спокойно вести легкую беседу. По типу" как вас зовут, сколько вам лет и т.д."
Что у нас сейчас?
Летом я решила, что кроме прописей, ничем заниматься не будем. В кружках перерыв, дома тоже. Читаем только по чуть-чуть.
В начале лета Марго стала сильно интересуется украинским языком. Все время спрашивала слова, пыталась говорить по украински придумывала слова.
А я обратила на это внимание только через месяц, ээээх, скольк о времени было упущено.... Ну как только до меня дошло - пошла и купила простеньких книжек по укр. языку и мы стали учиться читать по украински. Тут же в гугле переводили незнакомые слова и поплняли свой словарный запас. Хватило ее после этого не надолго, недели 2 мы занимались по 2-3 раза.
Потом перестали, она пока про украинский больше не вспоминает. Может интерес надо было как-то по другому поддержать, а может у нас просто родилась малявочка и всем стало малось не до этого))))
Пост важен для меня самой.
Чтобы не забыть где мы были, где мы сейчас и куда будем двигаться)))
Чтобы осознать, сколько мы всего умеем и знаем без всякой школы и особого усердия с моей стороны.
Чтобы помнить, как важно наблюдать за дитем и понимать, что именно ему интересно сейчас?!
Чтобы для самой себя было понятно, что мы на верном пути.
Чтобы, если возникнут трудности, - прочитать этот пост и вдохновиться ))))