Только что дочитал
а "Грамматику Фантазии" известного сказочника Джанни Родари. Всем рекомендую:) Эта замечательная книга полна рецептов фантазийных игр с детьми. Причем игры получаются очень творческие, в результате рождаются истории, сказки или стихи.
В школьном возрасте бывают сложности с сочинениями, а тут автор учит всего в двух словах (или даже в одном слове или предмете) находить сюжеты и с легкостью сочинять.
Несколько глав посвящены анализу и модификации сказок народных и авторских. В числе прочих идей рассказано про карточную колоду для сочинения сказок. Как раз недавно подобный набор
сказочных карт нашла в магазине :) А еще на глаза попадалась детская игра с
картинками-карточками для сочинительства.
Позабавила игра в произвольные приставки к словам. Так можно изобрести, к примеру, какой-нибудь антистул. Потом придумать, как же он может выглядеть, как его применяют и зачем :)
"Игры стимулирующие воображение" интересны и детям и взрослым. "Прививая вкус к вымыслу и умножая способы выдумывания историй, мы помогаем детям проникать в действительность через окно, минуя дверь. Раз это интереснее, значит, - полезнее."
Автор щедро цитирует психологов, философов и лингвистов, да и сам говорит гладко и завлекательно. Понравился его стиль, так что сделала много выписок. "Сочинить и изобразить на бумаге комикс - дело во всех отношениях куда более полезное, чем написать сочинение на тему "день рождения мамы" или "в лесу родилась елочка". Для этого требуется: придумать сюжет, сообразить, как его подать и построить, как расположить картинки; надо сочинить диалоги, дать внешнюю и психологическую характеристику персонажам и так далее."
В конце книги приведены размышления Родари "Воображение, творчество, школа". Сам Родари, оказывается, одно время работал в начальной школе, при этом стиль общения с детьми у него был вполне себе freeedu. "Никакой иерархии школьных предметов. В сущности, предмет один: жизнь, реальность, рассматриваемая со всех точек зрения, во всем ее многообразии".
Есть у Радари и прямые рекомендации для "расшколивания". В качестве примера такого опыта предлагается взять известный назубок детям сюжет и внезапно ввести в него новый элемент. Например, Вертолет в сказке о Красной Шапочке. Цитирую: "Решил провести его на второклассниках, детях, довольно-таки заторможенных худшим вариантом школьной рутины, бесконечным переписыванием текстов, диктантами, словом, на детях, находившихся в наименее благоприятных условиях... Поначалу все мои попытки заставить их разговориться оказались тщетными... И все-таки, думал я, жалко бросать этих ребят ни с чем, оставив о себе впечатление как о каком-то чудаке, который то садился на пол, то верхом на стул (а иначе как было разрушить натянутую атмосферу, создавшуюся из-за присутствия учителя и школьного инспектора)."
Скачать текст книги можно
тут, а любителям бумажных книг
купить тут (или почитать еще отзывы).
Елена (ко мне на ты).