Домашнее образование и здоровье

Jun 12, 2012 21:34


Я писала в сообществе, что буду участвовать в телесно-ориентированной психологической конференции с докладом "Домашнее образование - путь к здоровью ребенка и родителей"  http://freeedu.livejournal.com/286651.html Конференция и мое участие в ней состоялись, результатами я довольна. И доклад, и мастер-класс ("Нужно ли вашей семье домашнее образование ( Read more... )

мастер-класс, домашнее образование, семинары, личный опыт, Беларусь

Leave a comment

veromi June 12 2012, 22:58:34 UTC
Полное отсутствие стресса - это смерть :)
По поводу родителей я уточнила вот в этом абзаце: "Итак, я считаю, домашнее образование избавляет родителей от очень серьезного, долгодействующего стрессового фактора, что, несомненно, благотворно сказывается на их здоровье. Справедливости ради надо отметить, что «избавляет» не совсем точное слово, т.к. сам конфликт никуда не исчезает и даже краткие контакты со школой (оформление ребенка, консультации, аттестации и т.п.) актуализируют его, делают явным. Но в случае домашнего образования гораздо легче сохранить в этом конфликте нейтралитет и свою внутреннюю устойчивость."

"Я совершенно не считаю школьное образование нормальным, лично для моей семьи, и на себе испытала отдаление детей, обучающихся в школе, от родителей, от семьи. Но не могу сказать, что я стала здоровее, перейдя на ДО." А как давно ваши дети учатся дома? Из моего личного опыта - ПОЛГОДА ПОЛУдомашнего обучения в нерасположенном к ДО учреждении стоили мне двух болезней (одной из них тяжелой и долгой), одной травмы и долгого периода восстановления утраченного душевного равновесия уже ПОСЛЕ того, как мы перевели сына во вменяемую школу на полное домашнее обучение. То, насколько я удивилась и состоянию своему, и болезням, ясно показало мне, как давно я не бывала в таком ужасном состоянии. Особенно же поразили меня ОТДАЛЕННЫЕ последствия. Для меня характерно в стрессовой ситуации собраться и действовать эффективно, разумно, результативно, а вот после того, как все закончилось..., тогда уже можно и расслабиться. По тому, как сильно я "расслабилась" после этого школьного опыта, можно судить, каким он был для меня "напряжным". И я не уверена, что все последствия уже в прошлом...
Возможно, и у вас произошло или происходит что-то подобное.

Reply

mladiasha June 13 2012, 10:53:52 UTC
"Полное отсутствие стресса - это смерть :)" О полном отсутствии стресса, имея семью, можно только помечтать.)))
Получается, что Вы прочувствовали на себе ДО. А точнее, увидели результаты взаимоотношения со школой. И понимаете меня.
Мы отучились три года, с 2-мя детьми. После первого года я просто была вымотана донельзя. Особенно после последних аттестаций старшего ребёнка. Было колоссальное давление со стороны школы. Мне даже сложно описать своё состояние. Второй год я вообще плюнула на школу. Мы жили, занимались периодически, пришла я к ним только в середине мая( они обо мне даже не вспоминали). Это, конечно, была борьба за существование СО у нас в городе. Тихая борьба, я с ними почти не общалась, только письменно иногда. Но на аттестациях они отыгрывались. Итогом был зелёный свет для домашников - Положение приняли, но чего это мне стоило. Моё право учиться дома.
Хотя прямой целью не было добиться Положения, это стало вытекающим из нашего домашнего обучения.
А в начале закончившегося учебного года нам предложили выбрать любую школу (это уже третий год ДО). Директора уполномочили обращаться с нами должным образом. Но всё равно подгадили на последней аттестации у 7-ми-классника, что стоило нескольких дней переживаний с бессонницами. В общем, попадаются педагоги, которые за каждый не ответ ребёнка тыкают в родителя, что не доучили. Объяснять, что ребёнок имеет право знать не всё, что он получать знания вполне может самостоятельно, что он, в конце концов - ребёнок и человек, а не робот - ходячая энциклопедия - бесполезно. Их цель - то иная, они нас даже не слышат и слышать не хотят.
Ну и нам, конечно, примерно месяц пришлось ого-го как активно сдавать аттестации, готовиться по аттестационному материалу (это уже в этом году). Прям засесть и готовиться. А кому это нужно? Нам и так известны знания наших детей. Порою приходится тратить время на заучивание фактов, о которых надо сказать на аттестации, а после забыть. Тяжело это всё, на самом деле. И с каждым годом желание открыть учебник отсрочивается.
На самом деле (ночью вчера после чтения этого Вашего поста думала), чтобы ребёнку домашнику просто сдать аттестацию, не претендуя на пятёрки и четвёрки, нужно немало потрудиться, по сравнению с очником, которому такую же тройку поставят только за то, что те ходит на уроки. Ни всегда, но нередко. Т.е. реально знающему ребёнку запросто строчат трояки, а я не могу делать вид, что всё хорошо, перед собственным ребёнком не могу. А потом говорят моему ребёнку, что приходи в школу, будешь всё знать. Это вот такой у них милый способ давления. Они не понимают слов "педагогичность", " родительский авторитет", "мотивация", "интересы ребёнка".
Конечно, в общем описывая, сложно всё передать. Но я все годы не чувствую свободы. Как раз постоянное чувство, что я кому-то что-то должна(школе). Возможно, говорю преувеличивая, так как не имею той свободы, о которой мечтаю. Когда получил большую клетку, вместо маленькой, уже через время она становится очень тесной. Да и себя надо изменять, хоть мне всегда казалось, что я очень свободна внутренне и стараюсь так же внешне избежать рабства, но воспитана - то сама в нашей системе.
Плюсов для детей, конечно, миллион, это и так понятно. Я даже сейчас не представляю, как мы жили раньше, не имея возможности учиться дома.

Reply

veromi June 13 2012, 17:17:40 UTC
"Получается, что Вы прочувствовали на себе ДО. А точнее, увидели результаты взаимоотношения со школой. И понимаете меня." О да, понимаю отлично. Похоже, вы на ДО оказались в той ситуации, в которой я была на полуДО. Это очень тяжело - ДО в опозиционно настроенной школе. Да, именно "колоссальное давление со стороны школы". И постоянная явная и неявная борьба, противостояние... Именно это изматывает. Для нашей семьи этот кошмар закончился с переводом ребенка в "дружественную" по отношению к ДО школу.

Я поняла, что не могу и не хочу сражаться с системой, потому что в этом сражении я могу добиться тех результатов, которых хочу, но это будет мое поражение, а не победа. Результаты не будут стоить потерь.

Я пишу в статье: "Необходимость адаптироваться к постоянно возникающим противоречиям отнимает много душевных сил и энергии у ребенка (и родителей, естественно!). <...> Духовное сражение со школой не может быть выиграно, единственный способ поддерживать нейтралитет - НЕ сражаться." Я имею в виду, искать более гуманные пути - дружественная школа, частная школа, платный экстернат, дистанционное обучение (когда контакты с системой сведены к наивозможнейшему минимуму). Если вы живете в России, для вас это все гораздо реальнее, чем для меня в Беларуси.

Ваша чувствительность к противоречиям ДО и глубина их понимания делают вам честь, но умиротворению и спокойствию не способствуют. И в этом я вас хорошо понимаю. Но я понимаю также, что плюсы в ДО не только для моих детей, но и для меня. У вас не так?

Т.е. я выбирала ДО потому, что это хорошо для меня и для моей семьи. Если бы моим детям от ДО было хорошо, а мне плохо (хотя мне сложно представить, как это могло бы быть), я бы его не выбрала.

Reply

mladiasha June 13 2012, 19:51:20 UTC
"Т.е. я выбирала ДО потому, что это хорошо для меня и для моей семьи. Если бы моим детям от ДО было хорошо, а мне плохо (хотя мне сложно представить, как это могло бы быть), я бы его не выбрала."
Конечно, в ДО плюсы не только для детей, но и для семьи в общем. Просто хорошо для меня не есть синоним легче.
Да и мне есть с чем реально сравнить - опыт очного обучения 4-ре полных года(параллельно 2 года второй ребёнок).

Reply

sunny_soul July 19 2012, 06:21:16 UTC
Ага, у меня когда сын в первый класс пошёл, я за полгода, кажется, 5 раз болела - он нет, а у меня, видать, вместо него адаптация была:)

Reply

veromi July 19 2012, 22:04:04 UTC
Сын мог как-то иначе переживать, возможно, у вас темпераменты разные. Вот мой сын "тормоз", зато потом выдает реакцию по полной, когда уже не ждешь - особенно это было очевидно в младенчестве, сейчас иногда просто напоминаю себе об этой его особенности, чтобы понять, что происходит.

Reply

sunny_soul July 19 2012, 22:08:21 UTC
Ну да, у него во втором классе голова "поехала" - аж лицо асимметричное было, когда из школы его забирала. Быстренько перевелись на ДО, я здорово испугалась.

Reply

veromi July 19 2012, 22:40:06 UTC
О, видите как... В таком случае уж лучше острые состояния типа болезней с температурой. Но если нужно было маму впечатлить и веско аргументировать необходимость ДО, то сын отлично справился ;) Надеюсь, без последствий для своего здоровья.

Reply

sunny_soul July 19 2012, 22:41:24 UTC
Ну вроде в третий класс перешёл, полёт нормальный.
Но мне это это всё тоже нескольких километров нервов стоило.

Reply


Leave a comment

Up