Я профессионально занимаюсь бизнес-обучением, но с появлением сына я стал всё больше втягиваться в детские темы, вспоминая своё базовое психологическое образование, читая и практикуясь. Всё больше убеждаюсь, что между обучением взрослых и детей больше общего, чем разного. Разница лишь в том, что дети менее способны терпеть убогие методы обучения, тогда как взрослые уже привыкли к неинтересности и неэффективности большинства учебных мероприятий.
Общаясь с другими родителями и обсуждая с ними насущные ситуации и проблемы в обучении, уже много раз «всплывали» одни и те же темы, касающиеся общих принципах организации эффективного обучения чему бы то ни было.
И я самонадеянно предположил что, может быть, эти идеи окажутся интересны и полезны более широкому кругу людей, чем родители, с которыми я поджидаю сына из садика и с секций :)
Все эти идеи широко известны в узких кругах - мой вклад касается, прежде всего, выбора из тысяч идей нескольких «точек отсчёта», ну и популярной формы изложения.
Таких тем или принципов накопилось штук шесть-десять. В качестве пробного шара, написал про одну из них - за мнения (особенно за вопросы, дополнения и критику) буду признателен.
Принцип №1: «Маленькими кусочками и тщательно прожёвывая»
Случай в фитнесс-клубе
Недавно был в фитнесс-клубе, мимоходом наблюдал картину, как тренер по тайскому боксу вел индивидуальную тренировку для мальчика лет двенадцати. Работали связку лоу-кик (удар ногой сбоку по ноге противника) плюс два прямых руками. Мальчик совсем начинающий, руки-ноги вроде уже не путает, но ни техники, ни баланса, ни координации, ни скорости, ни силы в движениях не наблюдается.
На каждый повтор связки тренер выдавал град замечаний, звучало это примерно так: «не вались на меня, плечо выноси, последний удар не достаёшь, челюсть закрывай, подшагивай шире, плечи выше, акцентируй удары, не вались, не вались, быстрей на руки переходи, руки на месте…». Ну, видимо, тренер решил свой хлеб с лихвой отработать: мол, чем больше замечаний - тем интенсивнее идёт тренировочный процесс. Мальчик пыхтел, старался не получать замечаний, но уже начал отчаиваться хоть что-то сделать правильно: как только он пытался что-то правильно сделать руками - он получал замечание по поводу ног, как только пытался добавить акцента - следовало замечание про баланс, а поднимая плечи он забывал их правильно развернуть при ударе.
Поскольку мальчик, по мнению тренера, недостаточно быстро двигался, он решил добавить в связку ещё и уход, «показывая» ответный удар лапой. Мальчик окончательно отчаялся, скорость снизилась, уклонялся он не туда, начинать стал не с той руки, всё спуталось. Тренер несколько раз разочарованно выдавал фразы типа «ну что же ты…», «да не туда…», и, в конце концов, отработка закончилась.
В общем, эта ситуация похожа на множество подобных, когда кто-то, кто хорошо умеет что-то делать, учит кого-то, кто не умеет это делать. Наставник всё подробно объясняет и требует правильно выполнения, ученик безуспешно пытается выполнить, наставник перечисляет все ошибки, ученик снова пытается и так далее. Но прогресс медленный, наставник раздражён, ученик подавлен и демотивирован.
Немного психологической теории
В изучение механизмов формирования навыков огромный вклад внесли наши отечественные психологи, в частности, Бернштейн и Анохин. Вот что можно почерпнуть из их исследований:
1. Человек может фокусировать сознательное внимание только на одном деле. Многозадачность реализуется за счёт формирования автоматизмов (устойчивых навыков) и быстрых переключений внимания.
2. По мере выработки навыка действие требует всё меньше сознательного внимания, становится всё более автоматическим, и, в конце концов, вовсе перестаёт требовать сознательного контроля - человек просто перестаёт замечать, как его выполняет. Например, умеющий читать человек, увидев на полсекунды какую-то надпись, уже знает, что там написано. Большинство людей даже не знают, что, выполняя поворот на велосипеде влево они перед этим делают небольшой поворот вправо, чтобы начать падать влево, и за счёт этого компенсировать центробежную силу при левом повороте.
И именно тогда, когда какой-то компонент дела становится автоматическим, человек становиться способен удерживать в поле внимания ещё одно новое действие, ещё какой-то новый аспект.
3. Для того, чтобы навык формировался быстро и эффективно, нужно сознательно фокусироваться на отдельном действии. То есть вялое машинальное повторение не даст почти никакого результата по сравнению со вдумчивой внимательной работой. Также менее продуктивной будет и попытка совместить отработку сразу несколько новых навыков - даже если человек будет более-менее справляться и умудриться сделать успешные повторы, параллельная автоматизация множества навыков будет медленнее и менее прочной (то есть всё может «разладиться» через некоторое время, при изменении обстановки или контекста действий).
4. Устойчивый, сформировавшийся навык отличается не только автоматизмом (автономностью от сознательного внимания), но и способностью «калиброваться» под самые разные условия воспроизведения. По сути, каждый повтор действия, на самом деле - уникален. Каждый раз когда я подношу чашку ко рту, чтобы глотнуть кофе, я делаю это в разных условиях, и самое действие тоже выглядит по-разному: в чашке разный уровень кофе и весит она по-разному, у меня разный наклон корпус, разный поворот головы, разная влажность ладоней, разная освещённость и т. д. То есть во время действия я делаю огромное количество корректировок, нивелирующих все эти факторы.
Именно поэтому для формирования навыка и требуется, зачастую, огромное количество повторов: мы ведь, на самом деле, учимся не делать одно и то же одним и тем же способом, мы учимся делать одно и то же огромным множеством способов во множестве ситуаций. Если я не учту хотя бы один из десятков постоянно изменяющихся факторов (например, положение ручки чашки) - я пролью кофе.
Немного педагогической практики
А вот, собственно, как эти психологические знания стоит учитывать в обучении.
1. Любое дело, которому мы хотим кого-то научить, нужно разбить на простые действия.
Такие мелкие и понятные, чтобы новичок мог выполнять их, не путаясь. Это и есть «маленькие кусочки».
Самая частая проблема на этом этапе - слишком большие куски. Ведь для наставника всё это дело кажется простым и само собой разумеющимся, он даже не особо осознаёт, какие именно действия совершает, делая его.
Например, при вождении автомобиля человек должен совершать огромное количество действий, большинство из них находятся вне поля сознательного внимания. Контролирует скорость за счёт работы газом и тормозом, переключает передачи и синхронно работает сцеплением, намечает траекторию движения, контролирует траекторию рулём, анализирует знаки и разметку, выбоины и неровности, наблюдает за движением других автомобилей и прогнозирует их траектории, наблюдает за пешеходами прогнозирует их действия, посматривает в зеркала заднего вида, боковым зрением контролирует «мёртвую зону», включает указатели поворотов и стеклоочистители и т.д. и т.п. И почти каждый из этих навыков было бы целесообразно отрабатывать и автоматизировать отдельно.
На практике же инструкторы по вождению делают куски слишком огромными, вплоть до «Понял, как переключать передачи и рулить? Поехали в город!» Немудрено, что обучение вождению для многих людей столь стрессовая процедура, и навыки вождения после курсов совсем неустойчивые.
2. Каждый «кусочек» нужно тщательно «прожёвывать», автоматизируя отдельные навыки.
Тогда освоение каждого следующего «кусочка» будет проходить быстро и без ущерба для всех предыдущих. Если ребёнок плохо умеет идентифицировать количество объектов с числовыми обозначениями, непродуктивно «тянуть» его дальше, пытаясь научить решать арифметические выражения.
Прорабатывать навык нужно в разных контекстах, внешних условиях и вариациях - тогда навык становится устойчивее, прочнее, эффективнее. Решив сто задачек про белочку и орешки ребёнок может попасть в тупик, столкнувшись с аналогичной задачей про автомобиль и бензин. Научившись парковаться при свете дня, можно легко сделать ошибку при свете фар.
***