Отчет о вебинаре Алексея Битнера

Dec 04, 2011 19:41

Проверим, как трансформировалось услышанное в моей голове =))
Тезисно:
  1. Внутри каждого из нас есть свой масштаб мыслей об
    истории, от чего мы отталкиваемся в оценке и сопоставлении исторического
    процесса и событий. У большинства - это век (жизнь
    родителей+собственная). У детей еще меньше, не случайно бывают всякие
    смешные вопросы, типа, в дедушкином детстве были мобильники? а
    динозавры? У меня самой этот внутренний масштаб, когда я историю
    чувствую как близкую и непосредственно меня затрагивающую отсчитывается
    от 1901 года, времени рождения старшего из моих дедушек, чью фамилию я
    ношу, невзирая на замужество. Так вот, этот масштаб в себе и ребенке
    нужно и можно неустанно расширять, чтобы связь времен не была абсолютно
    абстрактным понятием. Кроме оси времени нужны еще всевозможные
    ухищрения, чтобы не было слишком абстрактного "тогда", до которого
    никому нет дела.
  2. исторические учебники плохи все поголовно
    штампами, за которыми для ребенка ничего не стоит, и которые только
    скрывают от всех участников процесса масштаб непонимания. произнося
    "социально-экономическая ситуация", ребенок показывает, что все попытки
    понять смысл явлений он оставил. Следует уделять огромное внимание
    настоящей речи ребенка, проясняющей уровень его действительного
    понимания, даже если это "люди ловили рыбу", потому что это он уже
    усвоил, от этого точно можно отталкиваться. То есть историю следует
    рассказывать своими словами. что касается учебников, лучше всего
    какие-то тексты писать для ребенка или вместе с ним, компилируя и
    осмысливая несколько источников.
  3. часто написанное о чем-то или
    ком-то не цепляет. не нужно пытаться впихнуть, нужно найти те сведения
    вокруг, которые будут интересны. или подождать. Вообще, чем старше
    человек, тем больше его способность осознавать исторический процесс.
    если есть возможность оттянуть аттестацию на попозже, это необходимо
    сделать. Если нет, просеивать сведения через крупное сито, не пытаясь
    ориентироваться на школьную пятерку, которая равна пересказу близко к
    тексту без осмысления. В крупном сите стоит оставлять те сведения,
    которые является поводом для разговора, осмысления, оценки.
  4. рассказывая
    о мотивации крупных исторических фигур, следует помнить, что они
    всерьез мыслят себя полноправными участниками мировой истории, этим, в
    частности, объясняются их цели, оправдывающие средства.
  5. по
    возможности все даты стоит округлять до веков, чтобы понимание
    последовательности и связи событий не терялось за набором бессмысленных
    цифр. 
  6. Оценка исторических фактов - лакмусовая бумажка
    мировоззрения человека, его позиции. Следует разделять факты и оценки,
    но не стесняться сообщать о своей оценке. Разговор об истории - это еще
    один способ транслировать культуру и ценности семьи.
  7. Знание истории еще никого ни от чего не спасло =))
Алексей, еще раз огромное спасибо!
Вопрос, который меня не покидает, правда, имеет меньше отношения к детям, чем к взрослым, как все-таки отсеять совсем уж фоменков из источников, а то сейчас оценок даже больше, чем авторов =(, и все норовят безапелляционно нести свою правду. А еще все эти правды отдают идеологией, и как оно на самом деле было, мы не узнаем никогда ;)

история, семинары А.Битнера

Previous post Next post
Up