Пишу! Как оно там, вне школы... Для прекрасного прокрастинатора и его родителей. Лонгрид.
Итак, совсем недавно, когда упоминалось «семейное образование», мне казалось, что это какие-то крейзи люди, потому что по другому назвать добровольное заточение себя в «семейную» школу, я не могу. У меня один вид учебников вызывает дрожь и тоску.
Лично я- отъявленный двоечник, и школы свои ненавидела. Моим детям со мной повезло, я могу понять человека, у которого не получается учиться (родители-отличники этого часто не понимают) и также могу восхищаться тем, у кого получается.
Сейчас, когда я пишу эту запись (неделю назад), Тёма сидит на чердаке и чего-то там творит. Сегодня я получила отчёт и рассердилась. Опять есть куча непросмотренных записей. Накричала, и сказала, что думаю. Но, это лично я накричала на своего ребёнка. Никто, никто больше не ругает моего ребёнка, не прессует его, и не прессует меня. Мне никто больше не рассказывает, какой мой ребёнок невыносимый ученик, как он никого не слушается и прочее. Какое же это счастье. А также как это всё влияет на отношения в семье.
***
Ранее, полтора года назад.
Отец детей провёл переговоры и посмотрел с детьми пару платных школ в городе. Я подумала, какие у нас есть альтернативы. Мы определённо не хотели, чтобы школа была хуже, или чтобы Тёмыч был предоставлен сам себе. Рядом со мной (в деревне) есть две школы, но я совершенно не хотела влезать под те же оглобли, и делать после школы, до позднего вечера, домашнее задания. А также, они пока слабоваты для старшей школы.
Дети уже до этого несколько лет пользовали учи.ру, и я знаю, что Тёме очень нравятся такие вещи. Может это выход. И решила найти такого вида школу.
Совершенно неожиданно для меня оказалось, что можно быть на домашнем обучении, и учиться в онлайн-школе (в том числе почитала и это сообщество). Я выбрала Фоксфорд. Они дали нам бесплатный доступ к пятому классу, и всё лето мы тестили их платформу, и проходили математику пятого класса. Они реально здоровские.
Первого сентября всё обвалилось. Я оказалась не готова. Пришлось всё настраивать, куда-то входить, что-то не работало, учебники я не закачала.
Прошёл год, и я всё повесила на Тёму. Это он не получил доступ и не закачал учебники. Это он должен вести проверочные. Это он, он, он. А не я! У-ха-ха! Ругаюсь как сапожник, но уже на порядок выше))
Самое крутое в этой системе, кроме отличных лекций и автоматизированной проверки д/з, оказался куратор. У нас просто милейший куратор Анастасия. У которой тоже многодетная семья и которая тоже живёт загородом. Да, там подбирают кураторов по пройденным тестам и у нас оказался такой (хе-хе).
Наш куратор живёт тесной жизнью с опекаемым. Мне раз в неделю присылает отчёт. У нас нет оценок, а с этого года убрали и баллы. Теперь идёт какое-то сложное начисление, с тем чтобы ребёнка имел желание учиться и достигать лучшего. У них XP, как в компьютерных играх.
Это не мешает всё же оставаться Тёме великим прокрастинатором. Но, что я отметила ещё в прошлом году. КПД в разы больше, чем в обычной школе. Там Тёма просиживал урок и выходил чистым, и незамутнённым. От слова совсем. Более того, домашнюю работу можно было не только не сделать, но и не записать её в дневник. А если никто не посмотрел, то никто и не знает. Тут такого нет. Всё видно и прозрачно. Можно сказать, что всю начальную школу я с Тёмой вела адскую и безнадёжную борьбу за запись д/з в дневник. Это не говоря о вечерах полных огня наслаждения школьным домашним заданием. И тут такое счастье...
К концу шестого учебного года, я полностью отошла от контроля за домашним заданием. Я не разжёвывала его, я не искала по интернету, и не училась его делать сама. Это всё взяла на себя школа и Анастасия. Я научила Тёму, что он не подходит ко мне со словами, «я не знаю», «я не понял», а начинает смотреть лекцию заново. Лекторы, кстати, отличные. Я сама с удовольствием смотрела. Мы просидели так пару месяцев, крутя лекции туда сюда.
Отмечу, что Тёма очень быстрый парень. Ну вы знаете, что все наши котики вполне могут делать домашку с помощью сайта знаний ком (или как он называется), но это манну небесную я отключила. И отключила многое другое.
Сейчас Тёма на жёстком режиме «без свободного интернета». У него есть айпад, где закачаны только образовательные программы, листрес-читай, музыка и скайп и нет поисковой программы. Есть ноутбук, у которого доступ в интернет ограничен с 7:30 до 10:00 утра.
Тёма начал читать, и сейчас читает больше, чем все мои старшие дети. Сейчас, два раза в неделю мы ездим в город, где посещаем центр «Дети ждут», у Тёмы там мастерские: столярка, гончарка, и кулинария с кондитерией. Там же рядом я записала его в фитнес-центр.
Итого, скажу, что мне жить стало проще и легче. Я вижу, что сын доволен, мне нравится, как он растёт, и даже когда я кричу и злюсь на опять какую-то хрень, он умеет начать диалог и даже снизить градус моего негодования. Он остался прокрастинатором, но я вижу, что не бьюсь с ветряными мельницами, что хороший контент попадает в его мозг и вполне успешно.
Про социализацию. Я знаю, что это многих заботит и многие переживают, а как же мой ребёнок без друзей/одноклассников. Мне, откровенно говоря, начхать на социализацию. Друзья важны, но их не должен быть целый класс или школа. Очень важно какие они друзья. Наш Тёма такой парень, что подружиться может с любым в радиусе доступности. Для меня очень важно, с кем будет дружить именно Тёма, потому что у него душа нараспашку. Нет острожного оценивания знакомого, прощупывания кто он такой. Сейчас я чувствую себя комфортно, что у Тёмы есть друзья, которых он давно знает, есть знакомые, с которыми есть общее место действия, есть много взрослых, к которым он уважительно относится (кстати, в школе этого не было).
***
Наш анамнез.
У меня шестеро детей. Трое старших и трое младших. Все старшие закончили начальную школу рядом с нами в Репино. У нас и в деревне есть школа, но она нехороша, а школа в Репино симпатичная, маленькая. Каждое утро возила, и, пожалуй, до 3 класса забирала.
После начальной школы самый старший укатил учиться в Англию (такая случилась возможность), затем пришла очередь Марфы и Тёмы, они уехали в город жить к папе и учиться в школе №80 (считается хорошей школой, с английским языком). К весне пятого класса, мы поняли, что не только Тёма не может учиться в этой школе, а школа не хочет его учить, но и отец детей слишком добрый и не может заставить Тёму учиться. А следственно отношения стали кровоточить. Уже и Марфа подключилась. У неё появились претензии к Тёме. Она, любя и защищая папу, стала перераспределять на себя роль взрослого, которую не смог выдержать по отношению к Тёме папа (это реально сложно, Тёма тот ещё орешек, а в семье роль дракона испокон веков исполняю я).
Плюс ещё у отца детей образовалась новая семья. У меня было мнение, что не самая хорошая идея одновременно съехаться с новой семьёй, когда ты в первый раз, после долгого перерыва начинаешь жить со своими детьми, да ещё самостоятельно. Но жизнь тоже идёт своим ходом, а мне нужен здоровый и счастливый отец детей. Так что я не стала кипеть, тем более даже сама себе не могу сказать, как правильно. Но факт, теперь я живу с Тёмой. Марфа и папа в отличных с ним отношениях. А семейной образование, то есть онлайн школа, наше всё.
ПС Господа, я посмотрела записи, и мне показалось, что иногда, в комментариях, некоторые люди позволяют себе не только учить других жизни, но и ставят оценки психическому здоровью чужих детей. Так вот, не надо. У меня шесть детей, четыре из них усыновлены, и более глупость, чем учить кого-то как справляться с его личным ребёнок редко встретишь.