Рассказ о том, как занимались со вторым ребенком в дошкольном возрасте. Про дочку до школы я писала
тут, про её начало на экстернате
тут.
Надеюсь читателей и позабавить, и вдохновить, только получилось длинно.
Младший оказался совсем не похож на старшую практически ничем, если сопоставлять в аналогичном возрасте.
До 2-х лет
Нестора было почти не видно и не слышно. На фоне гиперактивной дочки он казался совершенно заторможенным. Ну, не всем же быть гениями, подумала я (вот лучше б я это подумала и со старшей дочкой в том же возрасте, меньше бы дурацкого перфекционизма и требований к ребенку). А Нестор оказался высокочувствительным. В том мальчике я узнаю себя. Только мне в советском садике было нереально нормально пройти стадии эмоционального созревания с учетом таких особенностей, отчего потом долго зализывать детские травмы. В общем, Нестору было дозволено было делать истерики, «идти в разнос», проявлять негативные эмоции, качать права и прочее необходимое в детстве, на мой взгляд. По этому поводу я много выслушала про невоспитанного, и что надо показать врачу (смотрите, дядя врач, какой у нас чудесный мальчик!). Перечитала много про аутизм и РАС, особенно про Аспергера, пришла к выводу, что никакой диагноз в полной мере не подходит, и что поддерживающая и направляющая среда наше всё.
2 - 4 года.
Я расслабилась и как-то ничем особенно Нестора не напрягала. Ну, читали книжки, показывала ему чтение по слогам (окончательно убедилась, что в топку эти слоги, как же как и не нужны всякие кубики Зайцева и карточки Домана), рисовали что-то… С худ.лит. в те годы как-то плохо складывалось. Незнайка ему странный, Буратино вообще дурак, «зачем я буду читать про дурака, я хочу читать про умных». Памятуя, как дочку в этом возрасте чаровал пушкинский слог, читали сказки - не впечатлился. Зато раз 200 прослушал «Jesus Christ Superstar» и здорово пел партию Иуды почему-то, мог по часу дирижировать под видео симфонического оркестра, Хворостовский и Паваротти долго были наше всё, и ещё плясал под зарубежную эстраду 70-х.
Внезапно оказалось, что Нестор к 4-м годам бегло читает. Поскольку этот парень не порвал ни одной книжки, не обрисовал стены, не распотрошил ни разу шкаф с одеждой, а упавшая или, упаси бог, поломанная игрушка вызывала у него истерику на полчаса, то лет с 2-х ему были доверены всякие плееры, магнитофоны и старый ноутбук, с которыми он ловко научился управляться. В 4 года уже здорово писал по-русски рассказики и «летописи» на ноутбуке, а потом на волне изучения нами венгерского бурно набирал и по-венгерски, и по-английски, причем интересовался правильным написанием, так что к началу школы с грамотностью уже не было проблемы. Отличная зрительная и музыкальная память, но если что неинтересно - невозможно уговорить выучить. Например, стихи наизусть, в чём дочка всегда показывала нереальные чудеса, - для него какая-то непроходимая задача.
(на фото вверху 3,5 года, внизу слева 4 ровно, внизу справа 4,8)
3 года вообще удивительный возраст. Информация поступает и потом выходит в виде результата как будто совершенно без преград. Не поверила бы, если б не мой ребенок, что совершенно новый паззл-картинку из 24 частей можно собрать меньше чем за минуту. Или самому додуматься до отрицательных чисел и их сложения-вычитания. Читала потом в англоязычной статье про мозг, что в более старшем возрасте для тех же задач начинают задействоваться другие участки мозга. И да - уже через пару лет тот же чудо-мальчик сидит долго думает над паззлами, и медленно проворачивает ту же арифметику. Загадочно это.
В 4 - 5 лет
Нестор очень увлекался медициной, перечитал не только детские книжки по теме, а и особенно любил взрослую мед. энциклопедию в 3-х томах, что вызывало бурное негодование бабушек. Читал лекции о разных болезнях родственникам и вообще всем, составлял свою энциклопедию с придуманными болезнями и биографиями врачей (смешную до колик). Тут велико искушение впасть в экстаз «мальчик будет великим врачом!» и купить за миллион какой-нибудь анатомический театр… А вот годам к 6-ти медицинская тема его как-то совсем отпустила.
Сочинял с сестрой песни, некоторые считаю очень даже крутыми до сих пор.
Я тренировала дочку по таблице умножения с помощью программы «Отличник», Нестор так увлекся, что тоже выучил. Компьютер с примерами в одной комнате, а таблица умножения висит на стене в другой, сначала бегал и подсматривал каждый ответ, потом всё реже, и через неделю знал всю. К таблице прилагались мои картинки - божьи коровки с 7 точками, змеи горынычи с 3 головами каждый и т.п. Так что и смысл умножения тоже был легко усвоен. Также оказалось, что Нестор понимает натуральные дроби. Папа без предварительно объяснения предложил ему складывать дроби с разными знаменателями, типа 2/3 + 3/4, и он додумался, как это сделать! Сказать, что я была в шоке - ничего не сказать. Особенно вспоминая, как с дочкой мы парились с простой арифметикой. Вот просто очень разные дети.
(медицинский труд, и таблицу умножения дальше 10-ти составлял)
5 - 6 лет.
Тут был эпизод нашей поездки в Закарпатье, сопровождаемый слегка истериками Нестора «почему венгры по-русски не говорят», и при том как-то быстро разучился кириллицу воспринимать, читал русские буквы как латиницу еще пару месяцев после возвращения. Уже в родных местах я почти год водила Нестора к логопеду, это был кошмар как мы мучились с этими упражнениями, и как Нестор, сложив пальцы итальянской щепоткой доказывал в медицинских терминах, что ему «о-сто-чер-те-лло»! Шепелявить перестал, но так и не научился «Р» нормально говорить… зато английское произношение гуд. Что было особенно полезного у логопеда - на каждом занятии новая книжка и её пересказ, а заодно состав слова и звуко-буквенный анализ (никому кроме школы не нужный).
Но есть моменты, в которых Нестор не вызывает особого оптимизма. Физическое развитие слабое, худой, уговорить делать зарядку это вызов. Выявился также и врожденный дефект зрения - ничего особенно страшного, но грозит в будущем сильной близорукостью, и никто его с этим ни на какой спорт не возьмет, так что всё надо делать самим. Это и эмоциональная незрелость (чуть что - рыдать), завышенные ожидания, даже тревожность. Начитался в учебнике сестры про пожар и взрыв газа, - боже, сколько потом пришлось развеивать эти страхи! После 5 лет перестал хотеть общаться со сверстниками. Если какой-то мальчик дрался или баловался - всё, Нестор к нему даже не подойдет. От девочек прёт духами - то же самое, познакомиться не проси. Повела его в хор - хор понравился, дети - нет. «А нельзя ли чтоб в хоре только я один?» Наблюдала со стороны - дети к нему играть или общаться, он - снисходительно претерпевает. Проводила всякие беседы, что это всё нормальные обыкновенные дети, не помогло, ну и ладно, когда-нибудь созреет. Если учительница ругает какого-то мальчика, мой непременно рыдает. Говорю, может оставим хор? «Нет, я люблю петь, буду ходить». И тяжело с ним порой, и я его очень понимаю.
Зато со взрослыми запросто, даже вполне логичную беседу на серьезные темы может вести. Например, политика, география и экономика. На тот момент я перестала пытаться ответить на все его вопросы и отправляла к папе, а тот часто - в википедию. «Зубная фея» в честь первого выпавшего зуба как раз принесла подписку 350 журналов «Атлас» - карты, описание стран и местностей. Это было мощное увлечение, почище чем с медициной. Опять же, карты рисовал, сочинял страны, их историю, флаги, какую-то инфографику ВВП, мифологию и народные песни, всё это записывал (тут я плавно подсунула писать по-письменному…).
С тем и подошли ко времени определения в школу в почти 7 лет (т.к. ДР в конце сентября).
Из этого всего напрашивается вывод, что дети даже в пределах одной семьи совершенно разные, и поэтому опыт других детей бывает неуместен к конкретному ребенку. И еще - ребенок сам подсказывает, в каком направлении его развивать, надо только плыть по течению, «не врезаясь в берега».