Русский язык на СО 1-4 класс.

Jun 01, 2018 19:01

В этом году очередной из моих детей закончил четвертый класс и перешел из началки в среднюю школу. За последние несколько лет в семье сложилась система занятий, пришло понимание, на что придется потратить время, даже если не хочется, а что можно пропустить, какие пособия и учебные материалы полезны, а какие пустая трата денег. Надеюсь, мой опыт будет кому-нибудь полезен.

В школе обычно начинают с изучения букв, хотя многие дети умеют читать к 1 сентября. Мои дети тоже умели. Для этого мы чем только не пользовались чуть ли не с рождения (особенно младшие, которые волей-неволей участвовали в обучении старших). У нас была и магнитная азбука, и кубики Зайцева, делала я и карточки Домана, даже был специализированный букварь для детей с нарушением слуха. Были и самые простые кубики с буквами, разрезные азбуки и тп. Что-то в процессе опробования я отбрасывала, что-то оставляла для младших. В результате пришла к тому, что у малышей лучше всего идут кубики Зайцева (без таблиц и прочего), потому что там слоговое чтение, магнитная азбука, а также разного рода электронные азбуки (нажал кнопку - звучит буква), потому что они позволяют отпускать ребенка в «свободное плавание», когда родители заняты. Из букварей мне больше всего нравится «Азбука Л.Н.Толстого», так как в ней не только буквы, но и коротенькие, постепенно усложняющиеся тексты. Правда, придется объяснять значения некоторых уже устаревших слов.
Вместе с изучением букв ребенок учится самостоятельно писать их. Сначала просто копирует то, что видит в книгах и на кубиках, пишет печатными буквами, а в первом классе уже начинается изучение письменных букв. В овладении этим умением очень важно, насколько хорошо ребенок в принципе владеет руками. Сейчас выпускается множество всяких тетрадок для дошкольников с заданиями типа «Обведи по точкам, заштрихуй фигуру, повтори зигзаг до конца страницы» и тп. Я не вижу в них смысла, если только ребенку самому не нравится такое времяпровождение. Моим детям не нравилось. Им было интереснее рисовать самим, складывать паззлы, что-то клеить, вырезать, даже шить. И мелкую моторику все эти занятия развивают ничуть не хуже, а главное - ребенку интересно, и к моменту знакомства с прописями он еще не устал от всех этих довольно-таки нудных обводов.
Прописи тоже бывают разные. Мы пробовали прописи Соболевой, пробовали обычные. Разницы особой нет. Можно обойтись и вовсе без прописей; купить тетрадь в косую линейку и давать ребенку конкретные задания.
Что важно при обучении письму: соединения букв. Неправильное соединение букв может привести к тому, что правильно написанное слово окажется с ошибкой: например, буква «О» будет перепутана с буквой «А».
После овладения письмом начинается собственно изучение русского языка. Мы учили его так: сначала довольно долгое время просто переписывали тексты. Есть хорошие сборники «Контрольное списывание», которые мы использовали. Сначала количество ошибок у некоторых моих детей было угрожающим: 5 и более на строчке. Я ставила соответствующее количество палочек на полях, а ребенок искал свои ошибки. В результате уже к концу первого класса был достигнут хороший результат: нет, ребенок не перестал делать ошибки, но он научился проверять свою работу. Это гораздо важнее.
Со второго класса мы пользовались пособиями Ахременковой «50 занятий с репетитором». Продолжали переписывать тексты. Плюс к этому я нашла удобный для себя способ следовать за программой. Это сборники зачетных работ. К сожалению, из года в год приходилось заново искать наиболее удачные издания. На сегодня мне нравятся сборники Алимпиевой и Векшиной, типа таких: https://www.labirint.ru/books/533596/
В дальнейшем я усложняла задачу: купила «Сборник диктантов повышенной сложности для 3-4 классов» Узоровой. Но дети не писали диктанты, они по-прежнему их ПЕРЕписывали. Особенно это важно для детей, которым трудно дается русский язык, детей с дисграфией. Им бесполезно учить правила, они просто не смогут их применить в силу особенностей восприятия («бесполезно» не означает «не нужно», просто знание правила в данном случае не гарантирует результат). Показательным является предложение: «Люди плыли на плоДах», которое написал мой старший сын после того, как выучил правило о том, как нужно проверять глухие и звонкие согласные на конце слов. Он просто не слышал разницы, правило для него было бессмысленным. Единственным действующим способом было запомнить, как пишутся слова. А для этого много раз их увидеть, внимательно рассмотреть и переписать. Способ работает не быстро, но верно.
Что делать с разного рода морфологическими, синтаксическими и фонетическими разборами? Знакомя ребенка с частями речи и видами предложений, а также различиями между гласными-согласными и тп, я предлагала готовые схемы разборов, которые нужно было заполнять по пунктам. Постепенно запоминалось.
Схемы такие:
Синтаксический разбор предложения:
1. По цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное)
2. По интонации (восклицательное и невосклицательное)
Будьте внимательны: здесь современные требования расходятся с тем, чему учили нас. У нас не было никаких побудительных. У нас были только восклицательные. Так что придется научиться по-новому.
3. Простое или сложное.
4. Распространенное или нераспространенное
5. Есть ли однородные члены
6. Указать главные члены предложения
7. Указать второстепенные члены предложения, к каждому второстепенному члену предложения поставить вопрос. Указать, какими частями речи выражены все члены предложения.
Для четвертого класса этого достаточно.
Морфологический разбор имени существительного:
1. Выписать существительное, если оно употреблено с предлогом, то выписываем с предлогом, который заключаем в скобки, задать вопрос, указать часть речи.
2. Записать начальную форму (Им.п., ед.ч.)
3. Постоянные признаки: одушевленное или неодушевленное, собственное или нарицательное, род, склонение
4. Непостоянные признаки: число, падеж
5. Каким членом предложения является.
Аналогичные схемы морфологического разбора и для имени прилагательного и глагола. Только там указываются соответствующие постоянные и непостоянные признаки. У прилагательных это качественное, нарицательное или притяжательное, число, род, падеж. У глаголов совершенный или несовершенный вид, спряжение, время, род, число и лицо (если можно определить для данного времени).
В фонетическом разборе сначала записывается само слово, затем его транскрипция в квадратных скобках, ставится ударение, указывается количество слогов. Затем в столбик выписываются все буквы и напротив каждой ставится звук (звуки), которые она обозначает, к каждому звуку пишется пояснение, что это за звук.
Например:
Ель [йэл”] - 1 слог
Е- [й"] - согласный, мягкий непарный, звонкий непарный
-[э] - гласный, ударный
Л - [л”] - согласный, мягкий парный [л], сонорный
Ь - [-]
Далее под чертой пишем количество букв и звуков в слове: 3 буквы, 3 звука.
Я никогда не заостряла внимание детей на этом разборе, давала его очень бегло непосредственно перед аттестацией, а некоторым не давала совсем. Если ребенок не сделает один разбор, это еще не означает, что он не сдаст аттестацию. Возможно, в его конкретном случае лучше не путать лишними знаниями, а уделить внимание более важным навыкам.
Разбор слова по составу. Нужно знать все части слова (корень, приставка, суффикс, окончание, нужно знать, что такое основа слова, и как они все обозначаются). Обратите внимание на разбор глаголов: этот разбор также изменился по сравнению с тем, чему учили нас. Все эти -ся и -ть теперь называются по-другому. 
Таким образом мы учили русский язык для сдачи аттестаций. То есть это тот минимум, выполнение которого гарантировало успешную сдачу (не двойку). Все более интересное, углубленное, все разговоры о происхождении слов, о том, как меняется и развивается язык, какие еще бывают языки, в чем их сходство и отличие и тд - это все по желанию и по интересу. К школе это не имеет отношения.

1-4 класс, русский язык, дошкольники, практика

Previous post Next post
Up