Русский язык

Mar 26, 2018 19:39

Здравствуйте! Мне нужны мнения и взгляд со стороны.

Дано: Девочка 9 лет, живем заграницей, русскому языку пытаемся обучаться дома, разговорный уровень хороший, регулярно практикуется у бабушки в России, до недавнего времени были прекрасные игры с говорящими куклами по часу-два с бабушкой по скайпу, вот сейчас только прекратились (видимо, выросла, а перейти на новый уровень общения не желает. Пока обходимся сообщениями - дочка пишет бабушке в скайпе от моего имени, разыгрывает ее, а бабушка, типа, ведется. А вот прямое общение, как обычно люди разговаривают, никак не хочет). Года 4 уже я пляшу с бубном, но русскому она обучаться отказывается. Что я только не перепробовала: ходили в субботнюю школу, это сразу не сработало, пытались заниматься у Соболевой в он-лайн группе, в итоге дочка стала просто нагло саботировать все уроки (хотя другие дети нормально работали, и учитель была хорошей, но моя просто сидела, опустив взгляд, и демонстративно рисовала квадратики), пыталась заниматься сама с ней - пришли к скандалам (конечно, я понимаю, что так ничему невозможно научиться), пытались смотреть мультики, например, "нескучные уроки", но это "фуу, для малышей". И вот так все.
Естественно, все это время мы с ее папой ведем с ней беседы, аргументируя и убеждая. Не работает. Или, если это так "работает", то это вообще бесперспективно.

На данный момент я остановила попытки и заменила чтением, я читаю, дочка страницу-две из главы, например. Или диалог читаем по очереди. Раньше-то она не давала даже читать ей, мне кажется, я здесь об этом писала. Честно говоря, я думала, что с чтением дела обстоят намного хуже, чем показывает практика, но, все-таки, она умеет читать.
Ставлю аудиокниги, но это опять не просто - надо через н-ое место - например, ставить что-то интересное, пока она спит, и таким образом ее будить, тогда интерес превышает сопротивление, и дочка слушает уже нормально. Но вот просто сказать: "давай послушаем, например, пока едем в машине" - ха-ха, не тут то было! Да даже и просто поставить диск, не предлагая, не получается.
Мне бы хотелось определиться со стратегией - работать только над разговорным языком и чтением - и забить на грамматику вообще (многие дети в нашем окружении перешли на английский и откровенно забывают русский, и это основное, чего я не хочу). Дочка, по крайней мере, не отказывается повторить слово, если не знает, как произносится, или узнать его значение, уже хорошо, учитывая общий фон.
Но как быть с грамматикой? Ее уже сейчас раздражает, что материал за 2-й класс, а она по возрасту в 4-м, дальше то разрыв будет только увеличиваться. Вообще не сдавать экзамен, не готовиться, даже русский как иностранный (это обидно, так как на этот экзамен ей понадобится намного меньше времени, чем на любой другой иностранный язык)? Или это как раз та точка, которая может послужить мотивацией - захочет экзамен - нагонит грамматику? Что делать сейчас? Добавить через несколько месяцев списывание? вернуться к урокам и учебникам после ощутимого перерыва? Может, добавить (получится сначала только насильно или через подкуп) русские фильмы (сейчас она ни за что не хочет смотреть на русском), но не возвращаться к грамматике ощутимое время (может, ей просто трудно. Но она говорит, что СКУУУЧНО)?
Короче, я запуталась. Очень не хочется потерять русский язык.

Как мы решили поступить:
Во-первых, я благодарю всех, кто со мной поговорил, за идеи, за напоминания о каких-то вещах, да и просто за поддержку.

Во-вторых, на данный момент мы скачали словарь к сдаче GCSE за 17 год (в 2018 сулят изменения, но, я думаю, что словарь останется приблизительно такой же). Учебника я не нашла, только программу, опять же, за 17 год. Аудиозаписи к аудированию, которые доступны, имхо, слушать невозможно ("я - Лера, у меня - мама"), можно с ума сойти от скуки.
Задача у нас на данный момент - не подготовка к экзамену, а поиск формы занятий, которая бы не отрицалась ребенком.
Дополнительно к словарю, который мы просто тренируемся писать (иногда я предлагаю проверить орфограмму), мы взяли упражнения для студентов-иностранцев подготовительных факультетов, картинок там нет, а материал за второй класс - есть. Ребенку это делать легко, вот такие плюсы: а) она читает и не боится, что будет сложно, б)она воодушевлена словом "студент", г)можно подчистить какие-то речевые моменты (типа "говорить по-русски", а не "говорить по русскому"), д) можно освоить некоторую терминологию пост фактум (например, ребенок легко нашел соответствия между он,она, оно и предложенными словами, я вворачиваю про существительное и род, на следующем занятии, предлагая второе подобное задание прошу уже определить род существительного.
Что я заметила: стало легче читать на ночь (спасибо за идею детективов!), (кто-то мне предлагал из комментаторов именно читать, отвечаю здесь: чтение вслух вообще очень трудно идет, ребенок не дает читать, не дает ставить аудио, сама не читает мне, только предлагает и настаивает "лучше потанцевать или попеть", но это все на английском, из русского у нее репертуар бедный (эх. если бы Высоцкий! Но нет - группа "ноль", а там так себе тезаурус, все детские песни под жестким баном, хотя она на них выросла).
Стало легче посмотреть что-то на русском. Спасибо за идею посмотреть зарубежный фильм с переводом. Разрешила в 100 раз пересмотреть Миядзаки, 99-ый был года три назад).

Месяца через три я напишу, как же у нас идут дела.

1-4 класс, русский язык, чтение

Previous post Next post
Up