PBH - помогая ребенку получить свой опыт

Feb 17, 2018 07:15

К прошлой статье был комментарий на тему того, что делать, если остается большое количество незавершенных проектов. Ниже статья Лори на эту и не только эту тему. Подробный ответ на аналогичный вопрос в самом конце.

http://project-based-homeschooling.com/camp-creek-blog/curating-their-experience

Направляем их опыт
Автор: Лори Пикерт

Из писем родителей Лори:

Я слежу за тем, чтобы создавать среду своему ребенку, в которой он мог бы исследовать окружающий мир и двигаться в разных направлениях, пробуя новые вещи. Когда стоит вмешиваться родителям? Я знаю, в 4 года - ребенок ещё маленький, но иногда мне кажется, что мы пробуем и пробуем что-то новое, без погружения в одну тему. Наша стопочка незавершенных проектов заставляет меня вздыхать каждый раз, когда я прохожу мимо. Как вы находите баланс между свободой пробовать новое и глубоким изучением чего-то одного?

Ответ Лори:
Наша задача объединить две большие концепции:
1 - дети владеют процессом своего образования
И
2 - необходимо погружение в материал, его глубокое изучение, а не барахтанье на поверхности.

Как это можно объединить?

Когда дети начинаю работать с новым материалом, они должны знать:
1) это можно брать - изменять, играть, экспериментировать, разбирать, переворачивать вверх ногами
2) они в состоянии работать с этим материалом
3) им можно работать с этим материалом

Первое относится к опыту. Имел ли ребенок достаточно возможностей для исследования материала, инструментов? Был ли он пассивным наблюдателем или ему позволяли играть с имеющимися материалами? Было ли у него достаточно времени, чтобы понять, что можно делать с этими инструментами и материалами? Вдохновляли ли его использовать новые идеи и получать новый опыт и вводить их в свою в игру?

Второе относится к самопознанию. Чтобы ребенок научился самостоятельно думать и учиться, ему надо достаточное количество времени для развития этого навыка через игру, изучение, эксперименты, постройки, обмен идеями, вопросы окружающим и решение проблем.
Ребенок, который в детстве примерил на себя роль ученого, художника, исследователя, писателя, актера, учителя, студента, организатора и прочее, продолжит развивать эти таланты по мере взросления.

Третье относится к семейной культуре. Поощряются ли дети к получению знаний? Получают ли они толчок к тому, что можно изучать и как? Уважают ли окружающие их идеи? Сами ли они создают собственное расписание? Привыкли ли они пробовать руками то, что находится перед ними? Есть ли у вас культура игры, исследования, любопытства? Нормально ли вы принимаете ошибки, так чтобы чувство страха перед ошибкой замещалось стремление к успеху? Рассматривается ли обучение как нечто статичное: факт - это факт, запомните его и повторите вслух, или знания получаются для того, чтобы их использовать, экспериментировать?

Как мы объединяем идеи того, чтобы позволить ребенку вести собственную деятельность, идти вслед своим интересам с идей о том, что нужно заниматься чем-то одним достаточно долго, чтобы успеть «копнуть глубоко», разобраться в деталях? Если за проект отвечают дети, не означает ли это, что и наполнение проекта будет зависеть от их потребностей?

Мы помогаем детям получать свой опыт.

Мы обсуждаем с ними и договариваемся об учебном расписании - это образовательные отношения между наставником и ребенком в условиях взаимного доверия и уважения. Каждый из вас играет роль в создании чего-то очень важного - как долгосрочного проекта, так и успешного человека, способного обучаться самостоятельно.

Как же мы помогаем детям получать свой опыт?
Мы создаем пространство для работы. Мы помогаем выделить время на эти работы. Мы даем им наше внимание и поддержку.
Мягко, ненавязчиво мы приглашаем их оглянуться назад, чтобы важные вещи и идеи не были забыты. Мы вешаем доску, помогаем набрать материалы для исследования, разговариваем о проекте и помогаем делиться им с другими.

Мы даем названия тому, что мы делаем, чтобы ребенок понимал, что он занят чем-то значительным - работа над проектом, изучение того-то, обучение других тому, что мы знаем. Мы уважаем такую работу, потому что она имеет значение.

Работа, которой занят ребенок очень важна, но и действия взрослых важны ничуть не меньше. Мы создаем условия, при которых они могут управлять своим обучением и направлять его. Мы помогаем им помнить, что они хотели узнать и что они намеревались сделать - об их незаконченных проектах. Мы достаем необходимые материалы или выделяем необходимую сумму и везем их в магазин. Мы задаем подходящие вопросы. Мы слушаем. Мы помогаем им озвучить их собственные вопросы и выяснить, где найти на них ответы. Мы отмечаем их достижения, чтобы дети знали, что это важно для нас. Мы инвестируем время, пространство и внимание.

Роль ребенка активна - играть, изучать, читать, рисовать, строить, конструировать. Роль его наставника активна тоже - он вовлечен, ведет беседы, думает, фотографирует, слушает, поддерживает, наблюдает, задает вопросы, восхищается, делится с другими. Одновременно мы показываем детям, что это - быть вовлеченным и заинтересованным, работать с обучением и знаниями. Мы показываем им как взаимодействовать с ближайшим окружением, как делиться вопросами и ответами. Мы показываем свой процесс обучения - свои маленькие победы и неудачи. Нас можно назвать СО-учеником и СО-трудником.

Когда они отвлекаются или кто-то их отвлекает, наш фокус и настрой помогает мягко вернуть детей к их собственным интересам, вопросам, незавершенным планам.
Кроме того, мы создаем поддерживающую образовательную среду, которая сама помогает достичь тех же самых целей. Рабочее пространство, доска на стене, книги, материалы, наброски - среда напоминает о том, чем они были заняты и возвращает к незавершенному.
Каждый из нас играет свою важную роль.
У ребенка есть интересы. Мы создаем среду, которая отражает их и поддерживаете независимое исследование.
У ребенка есть вопросы. Мы помогаем записывать их и искать собственные ответы.
Ребенок собирает факты. Мы помогаем увидеть их в контексте и найти взаимосвязи между ними.
У ребенка есть идеи. Мы помогаем исследовать, формулировать и делиться ими.
У ребенка есть планы. Мы помогаем им осуществиться.

Из комментариев:
Лори Пикерт: Отвечая на ваш вопрос ещё раз: «Иногда мне кажется, что мы только пробуем и пробуем что-то новое, не начиная определенный проект всерьез. Наша гора незавершенных проектов заставляет меня вздохнуть каждый раз, когда я прохожу мимо».

Я бы села рядом с ребенком, взяла список незаконченных проектов и прошлась бы по каждому их них. «Ты уже закончил работать над этим?» Если ответ да, откладывайте его в сторону. Если ответ нет - спрашивайте, что бы ребенок хотел с ним делать дальше. Запишите слова ребенка, спросите, нужна ли ему какая-то помощь от вас (краски, скотч, помощь).
После того, как вы всё обсудили, уберите то, что относится к «закрытым» проектам из рабочей зоны ребенка.
Теперь посмотрите на «текущие» проекты. Связаны ли они между собой или нет? Выберите самый обещающий проект и скажите - «Завтра мы можем поработать над этим».
Я очень советую использовать проектный журнал для того, чтобы записывать всё происходящее, чтобы вы могли устанавливать связи между интересами ребенка, записывать его вопросы и планы.
Выделите некоторое время для совместной работы. Достаньте проектные материалы, приготовьте всё, что попросит ребенок. Фотографируйте его за работой, записывайте всё, что он говорит, ищите вопросы, стройте планы, выдвигайте дальнейшие идеи.
Что нужно для того, чтобы проект продвигался - это выделенное время и пристальное внимание со стороны взрослого.
Если ребенок скажет, что все неоконченные проекты ему больше неинтересны - ок, избавьтесь от лишних материалов, по крайней мере у вас будет порядок в рабочей зоне. Начинайте сначала - чистая рабочая зона, чистая доска (стена), описывайте во что играет ребенок, каким творчеством он занят, ищите идеи, которые можно будет превратить в новый проект.

теория, проект, международный опыт

Previous post Next post
Up