PBH: провоцируем начать исследование

Oct 10, 2017 06:17

http://project-based-homeschooling.com/camp-creek-blog/provoking-investigation

Провоцируем начать исследование
Автор: Лори Пикерт
Недавно мы говорили о стремительном подходе к началу исследования (сразу, без подготовки начинаем заниматься каким-то проектом).
Например, - Хочешь изучать полярных медведей? Нет, спасибо! Да, давай!

Если ваш ребенок привык к проектной деятельности, вероятно, он с радостью кинется к изучению того, что заинтересовало его. Но, если он только начинает заниматься проектами, то слова «исследование», «изучение», «рассмотрение»… могут служить красным флагом и ассоциироваться с необходимостью написать доклад на 10 страниц.
Давайте подумаем, какие провокации могут оказаться полезными и вызвать желание начать собственное исследование.

Будем считать, что у родителей было достаточно времени, чтобы слушать и наблюдать за своими детьми, записывать в отдельный журнал то, что их интересовало, и что они выявили тему, которой должен заинтересоваться ребенок и готовы поддерживать её дальнейшее изучение.
Перечислим то, что покажет ребенку уважение к его интересам и послужит для дальнейших действий с его стороны:

- книга (не дюжина, а одна или две)
- путеводитель
- фильм
- ролик на ютюбе, тв передача
- статья из журнала или газеты
- личная история в вашей семье

Старайтесь начинать разумно и с малого. Например, ваш ребенок заинтересовался ястребами. Не стоит планировать визит в орнитологический центр на следующий день. Придержите тяжелую артиллерию до более удачного случая.
Не спешите. Идеи должны вызреть и утвердиться. Не расстраивайтесь, если вы подложили книгу ребенку, а он даже не открыл её.
Начинать проект - это как умение разжечь костер. Интерес вашего ребенка - это искра. Вам нужно добавлять мелкие щепки и веточки. Вы же не будете бросать огромное бревно на едва начинающийся огонь, это потушит его. Тоненькие прутики - вот, что вам нужно. И немного сухой соломы.
Когда огонь интереса разгорелся, вы можете равномерно поддерживать его, но предпочтительнее, чтобы запрос шел от ребенка - когда он что-то просит, вы обеспечиваете его этим. (не забывайте, дети должны понять, что они могут играть ведущую роль и формулировать свои вопросы. Переход в самообучению - это трансформация, об этом будет в отдельном посте).
Если ваш ребенок достаточно мал (от 3 до 5 лет), постарайтесь сфокусироваться на материалах для творчества. Вы можете сказать, что бабушка привезла несколько морских раковин из отпуска. Наверняка вашему ребенку понравятся эти раковины, они будут занимать его несколько дней. Через неделю раковины перестанут быть новинкой, внимание ребенка переключится на что-то ещё. Раковины будут пылиться на подоконнике или где-то ещё. А что если вы положите раковины на поднос, вооружитесь лупой, записной книжкой и цветными карандашами? Что если возьмете пластилин? Если вы достанете красочный атлас морских обитателей? Вы будете трепетно относиться к любому вопросу, исходящему от ребенка? Вы будете поддерживать интерес, восклицая: «Интересно, знает ли бабушка, кто жил в этой раковине?» Тема проекта готова.

Материалы для творчества могут быть отличной стартовой площадкой для проекта и у детей старшего возраста. Давайте представим 8 летнего мальчика, который не очень любит искусство, но чрезвычайно активен и любопытен. Он видел как его отец чинил посудомоечную машинку и заинтересовался процессом ремонта и инструментами. Что, если вы скажете: «Я разбирала в столе и нашла для тебя несколько инструментов. Кстати, я собиралась выкинуть сломанный тостер, но подумала, что тебе будет интересно его разобрать» (обратите внимание, никто не произносит «исследовать устройство электроприборов»). Затем вы оставляете всё в доступном месте и прекращаете обсуждение. Возможно, потребуется несколько дней, чтобы мальчик приступил к каким-то действиям. Хотя, он может приступить и немедленно - мы никогда не можем точно сказать (замечание: лучше всего оставлять детям электроприбор с отрезанным или отключенным проводом).

К любой теме можно подступиться с самых разных сторон. Есть огромное количество способов увлечь ребенка, вне зависимости от его темперамента или предпочтений. Это «наша» проектная работа - продумать и предложить вариант, который сможет разжечь ту самую искру интереса у ребенка.

теория, проект, международный опыт

Previous post Next post
Up