Итак, на сегодня у нас трое детей школьного возраста: Аня 5 класс, Юля 3 класс и Максим 1 класс.
Занимаемся мы каждый день без каникул и выходных за редкими исключениями в виде 1 января или дня рождения именинника, или дня отъезда-приезда куда-нибудь. Летом меньше занятий, в учебный год - больше. Встаем в удобное время, летом раньше, зимой позже, завтракаем и - за уроки. Уроки - обязательная часть дня. Не сделал - вечером нет просмотра фильма.
Старшие девочки занимаются в одной комнате за разными столами, Максим со мной.
Аня занимается по большей части сама. Благо, выбор учебных материалов, учебников, энциклопедий, рабочих тетрадей, атласов и тд - за нами, а среди них есть и посредственные и скучные, а есть и весьма интересные и последовательные. Новые темы по математике читает сама, потом разбираем вместе. Английский по скайпу с репетитором. В целом, у нее учеба идет легко и спокойно (так было не всегда, но сейчас - именно так: легко и спокойно). Перед началом учебного года сели, расписали все предметы, договорились, чем и сколько заниматься в течение недели. Она сама каждый день выбирает из списка предметов на неделю, чем будет заниматься сегодня. Удобно и то, что можно месяц заниматься географией, потом следующий месяц биологией, математику можно делать много пока есть желание, а потом сделать перерыв и тд. Сейчас у нее вдохновение - французский язык, занимается каждый день по урокам Петрова и Дуолингво. Каждый день 3 урока: 2 с утра и 1 после обеда. Часам к 11.30 она уже с утра свободна.
Юля. Она занимается частично самостоятельно, частично со мной. У нее 2 урока по утрам. К 11.30 -12 она тоже свободна.
В процессе нашего домашнего обучения я пришла к мысли, что самостоятельная часть занятий должна быть обязательно, иначе ребенок начинает ждать ежеминутного одобрения, так он делает или не так, а также возрастает количество подпихиваний и сопротивления ребенка этому подпихиванию. Поэтому новую тему разбираем вместе, первые задания решаем вместе - дальше ребенок самостоятельно пробует.
Одобрение - обязательно. Отмечаем конкретные результаты и умения по сравнению с прошлонедельными, прошлогодними и тд. По хорошему этого одобрения должно быть в несколько раз больше, чем критики. И в любом случае подчеркиваем то, что получается, задаем направление там, где получается не очень.
Скорость усвоения у всех разная. А программа единая (мы привязаны к аттестациям, так что по любым учебникам можем учиться, но уровень знаний задается школой). Поэтому на какую-то тему уходит море времени, приходится распечатывать дополнительные упражнения или брать их из головы и подстраивать под ребенка, а какие-то темы совершенно легко ложатся.
Максим. БОльшую часть занимаемся вместе. У него 4 основных предмета: математика, прописи по русскому языку, чтение и окружающий мир. Чтение и окружайка это вообще игра и развлечение, это легко и с удовольствием. Математика легко дается. Прописи сложнее. В целом на учебу уходит порядка 30-40 минут в день.
У каждого свои трудности применительно к учебе.
Когда-то мне казалось, что раз без школы, то дети тянутся к знаниям и легко и непринужденно в результате этого интереса обучаются почти что сами. Это оказалось иллюзией. Мы таки привязаны к программе и не учиться (или учиться тому, что хочется именно в данный момент, как это при полном анскулинге) не можем. Поэтому обязаловка в некоторой степени присутствует. Однако на эту обязаловку уходит у младшего школьника 30-40 минут, у среднего часа 1,5-2, а у старшей школьницы 2-2,5 часа в день. И все. После этого ты можешь заниматься интересными тебе делами. У всех они свои. Младшие больше играют в настольные или ролевые игры. А у нас в доме постоянно 5 человек детей, есть с кем поиграть. Старшая читает, гуляет или играет со всеми.
Возвращусь к трудностям. У каждого они свои. У старшей море вопросов по каждой теме, и каждый ответ рождает новые вопросы. С ней стараемся сосредоточиться на текущем вопросе, а остальные записать/отложить/изучить после.
Средняя, если не получается решить вопрос/пример/задачу с наскока, раздражается и начинает возмущаться, что это она делать не будет, что учебник дурацкий и тд. С ней стараемся пустить это раздражение в мирное русло и таки спокойно и последовательно решить этот вопрос/пример/задачу.
Младший расстраивается, если не получаются палочки/крючочки, да так сильно, что все бросает и уходит. С ним тоже, если еще на начальной стадии расстройства, стараемся делать внимательно, медленно (подсказываю, вниз/вверх, или могу нарисовать точки), чтобы в результате было ощущение, что справился с трудным заданием, ура, у меня получилось. Если же уже ушел плакать к себе в комнату, то жду, когда проплачется, и садимся вместе опять же с целью, чтобы у него осталось ощущение, что получилось.