Это видео лекций, записанных на нашей каникулярной
школе. Школа у нас многопредметная, поэтому и лекции очень разные.
Из уникального - лекция про музыку; Арктику и Антарктику, изменения значений слов и очень понятная лекция о современном изобретении лекарств. Таких точно больше нигде не было.
У нас еще была онлайн-трансляция с возможностью задавать вопросы в чате, но это я заблыа порекламировать:)
1) Экстремальное почвоведение: Арктика и Антарктика
Иллюстрированный рассказ с элементами комедии и триллера об особенностях проведения научных исследований в Арктике и Антарктике, о загрязнении регионов с вечной мерзлотой, о трудностях быта в долгих экспедициях, о местных обычаях, общении с дикими зверями и коренными народами.
Рассказывает Алексей Лупачёв, заполярный почвовед
Лекция рекомендована школьникам 5-7 классов
2) Ликбез по большим данным
Что такое «Большие данные» (Big Data)? Откуда они берутся, как их можно хранить, обрабатывать и использовать? Вы узнаете об “умных” вычислениях и применении машинного обучения для извлечения пользы из данных, а также научитесь правильно употреблять термины из области «Больших данных» и машинного обучения.
Рассказывает Алексей Драль, зам. директора по науке и инновациям ФПМИ, старший преподаватель кафедры АТП ФИВТ МФТИ
Лекция рекомендована школьникам 8-11 классов
3) Старые слова и новые читатели: несколько замечаний о понимании художественного текста
Язык меняется, и слова художественных произведений, написанных сто и более лет назад, могут быть нам непонятны. Это вполне естественно, и мы добросовестно посмотрим их в словаре. Однако дело может обстоять сложнее: может оказаться, что мы думаем, что нам всё понятно, а на самом деле мы просто не знаем этих слов! И что же с этим делать? И надо ли нам их знать?..
Рассказывает Мария Волкова, старший преподаватель кафедры культурологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета
Лекция рекомендована школьникам 5-7 классо4) Музыка как универсальный язык
Зачем человеку музыка, как она появилась? Как норвежец может понимать мексиканца без слов? Страдивари не знал, что на его скрипке будут играть Прокофьева. Подходят ли старинные инструменты для современной музыки? Какие существуют способы нотной записи?
Рассказывают и исполняют Юрий Дашевский, музыкант, артист оркестра «Виртуозы Москвы», создатель и ведущий проекта лекций по искусству «Way2Art» и Нина Дашевская, музыкант, писатель, лауреат литературных премий имени В.Крапивина, «Книгуру» и «Новая детская книга»
Лекция рекомендована школьникам 5-7 классов
5) Чему я научился, зажигая звёзды
Практическая космонавтика с каждым годом становится ближе к обычным людям. Сейчас сделать спутник и запустить его в космос стало под силу практически любому желающему. Из рассказа о проекте «Маяк» - первом российском спутнике, созданном руками энтузиастов космонавтики на средства краудфандинга - вы узнаете, с чего начинать создание спутника, как грамотно организовать сбор средств методом краудфандинга, какие специалисты нужны, как получить допуск на ракету- носитель, где лучше размещать производство и проводить испытания.
Рассказывает Александр Шаенко, к.т.н., руководитель образовательной программы «Современная космонавтика» в Московском Политехе, основатель сообщества «Твой сектор космоса», руководитель проекта «Маяк»
Лекция рекомендована школьникам 8-11 классов
6) Как изобретаются лекарства?
Чтобы победить болезнь, мы часто используем различные лекарства. А что же, собственно, в них находится, и как действует? Почему «нечто», заключённое в таблетки, капсулы, пилюли, растёртое в порошок или растворённое в каплях, способно победить вирус и бактерию, сбить температуру, остановить воспаление? Не может ли это же «нечто» оказаться вредным для нашего собственного организма? И наконец, кем и как создавались лекарства в прошлом, что изменилось в настоящем, как изменится в будущем, и в чём помогает для их создания прогресс всей современной науки, не только медицины и биологии, но и физики и математики? Эти вопросы мы обсудим на лекции.
Рассказывает Пётр Власов, к.ф.-м.н., сорудник Centre for Genomic Regulation (CRG) and Universitat Pompeu Fabra (UPF), Барселона, Испания
Лекция рекомендована школьникам 5-7 классов
7) Молекулярная эволюция
Можно ли прочитать геном мамонта? Да, уже прочитали. А неандертальца? Тоже. А динозавра? Нет. А если очень хочется? Все равно нельзя, молекулы не сохранились - но есть способ эту проблему обойти. А что потом с этими последовательностями делать? Изучать, там много интересного…
Рассказывает Михаил Сергеевич Гельфанд, д.б.н., профессор, заместитель директора Института проблем передачи информации РАН, член Европейской Академии, член Общественного совета Минобрнауки
Лекция рекомендована школьникам 8-11 классов
8) Происхождение человека
Откуда появился человек? Кто его предки? Когда и где мы приобрели свои черты? Когда были сделаны первые орудия, когда запылал первый костёр? Когда появилось искусство? Кто был нашими соперниками? Могли ли возникнуть иные человечества?
Рассказывает Станислав Дробышевский, к.б.н., доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, научный редактор портала «Антропогенез.ру»
Лекция рекомендована школьникам 5-7 классов
9) Когда появился человек
Когда появился человек? Этот вопрос - самый частый среди задаваемых антропологам. Ответ на него не так прост. Секрет в том, что ответ зависит от определения «человека». Кто такой человек? Двуногое без перьев? Говорящая обезьяна? Повелитель огня? Разные черты человека возникали в разные времена и по разным причинам. Итак: когда же появился человек?
Рассказывает Станислав Дробышевский, к.б.н., доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, научный редактор портала «Антропогенез.ру»
Лекция рекомендована школьникам 8-11 классов