Продолжаю переводить статьи с сайта о проектном хоумскулинге.
В следующий раз хочу перевести о том, как быть с младшими рядом (многим, думаю, актуально :))
http://project-based-homeschooling.com/camp-creek-blog/can-you-force-your-child-to-learnСоздаем учебную атмосферу: сила специально отведенного времени
Автор: Лори Пикерт
Я получила интересное письмо от читателя, которая пишет: «Мне становится некомфортно при мысли об установленном «проектном времени» - я чувствую, что навязываю это ребенку, в то время, как мы ожидаем естественное развитие событий».
Пытаемся ли мы ускорить ход событий, выделяя регулярное время для работы над проектами?
Это зависит от того, как вы используете это время.
Выделяя время на проектную работу, помните о следующем:
- Это должна быть работа, которой хочет заниматься ваш ребенок. Выделение времени на проект - означает то, что родители поддерживают его идеи и цели. Всё, на что вы выделяете время и чему уделяете внимание, имеет больше шансов на успех.
- Вы не навязываете ребенку какие-то действия - он может провести проектное время так, как считает нужным. Вы создаете возможности. Допустимо прилагать усилия к самому себе: сфокусироваться, обратить внимание, предложить конкретную помощь. Цитирую из книги (Project-Based Homeschooling: Mentoring Self-Directed Learners)
«Если вы выделяете в расписании особое время для проектной работы, детей никогда не надо заставлять работать над проектом в это время. Это должна быть опция - время, когда родитель доступен, может уделить внимание ребенку, когда материалы доступны и находятся под рукой, когда обсуждаются планы и возможности. Принуждение ребенка к проектной работе лишает её самой важной части - собственного выбора ребенка. Во время проектного времени ребенок может работать над чем-то ещё, читать, рисовать, играть или просто думать. Рано или поздно дети приступят к проекту,… потому что вы рядом, заинтересованы, внимательны,… потому что его пространство и материалы готовы,… потому что у него появилась привычка возвращаться к начатому,… потому что он помнит о своих планах и своем воодушевлении.. потому что ему это нравится»
- Имея специально отведенное время, вы способствуете тому, что ваш ребенок сможет выполнить то, что он хочет. Вы помогаете претворить идеи в реальность. Цитирую:
«Если проектную работу предоставить саму себе, скорее всего, ничего не будет сделано. Ваше внимание и концентрация создают притяжение, которые возвращают ребенка к проектной работе. И помнить: это то, что он сам хочет сделать. Проектное время - это способ признания того, чем занят ребенок и гарантия того, что оно будет реализовано».
Можете ли вы заставить ребенка учиться? Вы можете посадить его за стол с учебником, таблицей умножения и потребоваться заниматься. Однако, вы не можете заставить его удерживать внимание, не можете заставить понимать, не можете заставить применять полученную информацию в нужное время. Всё истинное обучение происходит тогда, когда ребенок сам полностью вовлечен в происходящее - интеллектуально и эмоционально. Специальное проектное время помогает детям получить такой опыт истинного самообучения.
Проектная работа строится на собственном выборе, собственной мотивации. Вы не заставляете детей учиться - вы создаете условия, в которых обучение может произойти.
«Мы креативны на протяжении всего дня. Но нам нужно время, чтобы изложить эти идеи на бумаге», - Мэри Оливер.
Из комментариев Лори Пикерт к этой статье:
- О специальном времени на проекты: мы учим детей приоритезировать, мы помогаем им выстролить привычку выделять время на то, что важно именно для них.
Люди часто говорят о том, какие они занятые, печально добавляя, что они хотели бы иметь больше времени для ХХХ. Но почему же они не выделят больше времени для ХХХ? Это жизненный навык - выделять время на то, чем вы действительно хотите заняться.
- О младших детях: мой совет - включать младших детей в общую работу, позволять им быть рядом с проектной работой, участвовать в общем деле, одновременно, обучая их таким правилам: не трогать то, над чем работает брат или сестра, прибрать за собой после окончания работы, использовать материалы разумно, с уважением, делать собственный выбор. Полезно помнить, что малыши растут очень быстро и скоро они смогут больше делать, начнут контролировать себя.
- уделять время, а не диктовать содержание проекта! Взрослым трудно поверить в то, что дети начнут использовать проектное время со смыслом, начнут заниматься реальной работой. Взрослые думают, что если у детей есть выбор, они никогда не выберут что-то трудное. Если в нашей голове есть образ ленивого ребенка, то мы будем планировать соответственное обучение для него, хотим мы того или нет. Если же мы верим, что они сильные, умелые, твердые духом и хотят работать изо всех сил над тем, что значимо, мы будем планировать активности и свои действия совсем иначе.