Продолжаем перевод статей о проектном подходе в хоумскулинге. Сегодня небольшая часть о целостном обучении.
http://project-based-homeschooling.com/camp-creek-blog/holistic-learning Целостное обучение -1
Автор: Лори Пикерт
Из комментариев на прошлой неделе:
«Спасибо за цитату! Я так в это (проектный подход) верю, тем не менее, продолжаю проводить дома «школьные» занятия, и вижу, что это не работает. Моя дочь страдала от всего школьного весь год. Когда она увлечена проектом по созданию робота, или поделкой из выбранной ею книги или изобретает грязе-делатель на улице, она так увлечена, производительна и горда собственной работой. В том, что касается школьных дел, она постоянно жалуется, говорит, как она ненавидит всё это, как ей неинтересно. Мы тратим кучу сил и энергии на постоянную борьбу вокруг учебы и чувствуем себя несчастными.
Мы говорили о том, как начнем проект, будем заниматься математикой и проектной работой. Мы решили приступить после того, как вернемся из путешествия. Дочь выглядела успокоенной и вдохновленной, и, откровенно говоря, я тоже ощущала успокоение. Я надеюсь, что мы будем двигаться в положительном направлении, туда, куда мы оба хотим. Хотя я до сих пор немного побаиваюсь оставить привычные занятия в стороне и погрузиться в работу над проектом».
Уроки школьного типа и проекты.
Забавно, насколько мы привыкли к тому, что «уроки и занятия» должны выглядеть определенным образом - ответь на вопросы, заполни пропуски, тесты, викторины и пр… Когда мы видим, что получить знания можно естественным, целостным способом, то начинаем пугаться и испытывать неуверенность.
Дети от природы склонны к тому, чтобы искать смысл в том, что они делают. Они рождены, чтобы выполнять осмысленные действия - то, что имеет смысл для НИХ!
Они будут активно трудиться над созданием своих знаний - сопоставляя крупицы информации и умений вместе, чтобы создать что-то новое, целостное, имеющее смысл.
Из какой-то сложной идеи или предмета, они будут вычленять то, что доступно и нужно им в данный момент.
Они с охотой будут получать и оттачивать навыки, нужные для выражения собственных идей.
Однако, часто мы не даем им целостности. Мы снабжаем их несвязанными кусками информации, и хотим, чтобы они не отвлекались, заучивали наизусть, повторяли вслух - даже если эти отдельные куски не имеют никакого смысла. Они и не имеют смысла. Они не создают истинное понимание. Поэтому и забываются очень быстро.
Мы сами учились таким образом, поэтому считаем, что школьный тип обучения - это и есть настоящее образование. Иная учеба будет казаться нам слишком особенной, слишком медленной, слишком ограниченной и слишком приятной.
Нам стоит серьезно задуматься о том, как мы сами учимся чему-либо. Мы можем хотя бы провести эксперимент, позволяя детям обучиться чему-то целостно (холистично) - дать им что-то наполненное смыслом и разрешить им самим получить настоящие знания.
От себя: давайте поделимся, чему наши дети научились, работая над проектом, который выбрали сами. (пусть самым простым)
Моя дочка (почти 9) недавно увлеклась плетением из резиночек. От простых браслетиков она перешла к сложным игрушкам. В результате она сама находит нужные ролики, доводит начатое до конца, сидит долго и упорно, и "пойти, поплести" - это как лучшая награда после всех выполненных дел :).